Расширяя коридоры
Российские железные дороги являются частью интегрированной железнодорожной сети с колеей 1520 мм – пространства 1520, к числу бесспорных преимуществ которого относятся общие технологические стандарты, исторически сложившиеся долгосрочные деловые связи, единое информационное пространство, работоспособные механизмы формирования конкурентоспособных тарифов, гармонизации нормативно-правовой базы уникальное геоэкономическое положение с точки зрения транзитного потенциала.
По территории России проходят оптимальные маршруты, многие из которых являются частью международных транспортных коридоров (МТК). Мероприятия по расширению их пропускной способности и развитию железнодорожной инфраструктуры реализуются ОАО «РЖД» на постоянной основе.
Как рассказали в ОАО «РЖД», наиболее характерными, отражающими географию торгово-экономических связей, являются международные транспортные коридоры: «Восток – Запад» и «Север – Юг».
Коридор «Восток – Запад» гарантирует прямой выход грузам из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу через дальневосточные российские морские порты и пограничные переходы. При этом одним из гибких инструментов, позволяющих формировать логистические цепочки, отвечающие требованиям грузоотправителей, являются контейнерные сервисы. В настоящее время организован ряд контейнерных сервисов в сообщении Китай – Европа, страны Балтии – Центральная Азия.
МТК «Север – Юг» должен способствовать улучшению транспортных связей России со странами Персидского залива и Южной Азии, а также развитию транзитных евро-азиатских перевозок. «Для обеспечения беспрепятственного пропуска перспективных грузопотоков и повышения скоростей движения по МТК «Север – Юг» ведутся работы по усилению его инфраструктуры. Важно завершение формирования западной ветви МТК «Север – Юг» – строительство железнодорожного участка Решт – Астара (Иран) – Астара (Азербайджан)», - прокомментировали в компании.
Общие перспективы
Напомним, что в апреле 2017 года было подписано семистороннее соглашение об углублении сотрудничества по организации контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа. Подписи под документом поставили руководители ОАО «РЖД», «Китайских железных дорог», ГО «Белорусская железная дорога», АО «Немецкие железные дороги», АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы», АО «Улан-Баторская железная дорога», АО «Польские государственные железные дороги».
По словам представителя ОАО «РЖД», сотрудничество по организации контейнерных поездов в евроазиатском сообщении будет способствовать дальнейшему увеличению доли железнодорожного транспорта на рынке грузовых перевозок, содействовать укреплению торговых связей, а также сопряжению планов по развитию инфраструктуры.
«Согласно документу, планируется совместно наращивать объемы перевозок, активизировать деятельность по созданию объектов логистической инфраструктуры, совершенствованию организации перевозок, внедрению новейших технологий для сокращения времени в пути следования», - прокомментировали в холдинге.
В частности, стороны намерены поддерживать разработку конкурентоспособных сквозных ставок на перевозки грузов в составе контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа в рамках законодательства своих государств и прилагать усилия к созданию единых стандартов обслуживания.
Кроме того, стороны нацелены активно разрабатывать новые транспортно-логистические продукты, содействуя организации перевозок грузов трансграничной электронной торговли, почтовых отправлений, а также грузов с температурным режимом (в рефрижераторных контейнерах).
Участники соглашения отметили необходимость организации информационного взаимодействия, включая электронный обмен данными и предварительное электронное информирование о грузах (товарах) и транспортных средствах, перемещаемых через границы, для упрощения контрольных процедур в пунктах пропуска и сокращения времени таможенного оформления.
Отметим, что для реализации соглашения будет создана совместная рабочая группа по перевозкам контейнерными поездами в сообщении Китай – Европа.
Контейнеры перетянут с моря
Сегодня основной объем торговли между Европой и Азией обслуживается морским транспортом (21,7 млн контейнеров в 2015 г., 22,4 млн – в 2016 г.). Транспортное пространство ЕАЭС претендует на часть этого товаропотока за счет преимущества в скорости доставки. А если учесть, что ни Беларусь, ни Казахстан не имеют выхода к морю, то для этих стран разработка маршрутов доставки товаров из Китая в Европу и получение за это своей маржи очень важны. Например, более 20% ВВП Беларуси формирует транспорт. Ежегодно более 100 млн т проходит через это государство.
В случае если членам ЕАЭС удастся извлечь максимальную выгоду из своего геостратегического положения, пространство 1520 сможет стать крупнейшим мировым транзитером с разветвленной системой магистралей и соответствующей инфраструктурой. Коридор будет привлекательным для других стран, в том числе не входящих в постсоветское пространство. С некоторыми из них уже подписаны соглашения о зоне свободной торговли либо ведутся переговоры об установлении преференциальных режимов. Как отметили президенты АО «НК «КТЖ» и ОАО «РЖД» на межрегиональном форуме сотрудничества Казахстана и России с участием глав государств, прошедшем в октябре 2016 года в Астане, только совместными усилиями всех стран – участниц сети евразийских транспортных коридоров можно добиться переориентации части грузопотоков с морского на трансконтинентальные маршруты.
Автор: Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.