+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.11.2017 17:33:00
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

В портах Балтии пока без особых перемен

Расстановка среди портов стран Балтии и за январь – сентябрь этого года остается неизменной. Лидирует литовский Клайпедский порт с 31,4 млн т (+5%), затем следуют Рижский с 25,4 млн т (-5,1%) и Вентспилсский с 16,2 млн т (+15,5%). Четвертая позиция у Таллинского порта, где перевалили 14,2 млн т (-9,2%). А в Лиепае по-прежнему фиксируется самый большой рост в регионе – увеличение на 22,8%, до 4,75 млн т за счет грузов антрацитового угля и зерна.
Рижский порт окончательно отдал первенство Клайпедскому в 2016 году, когда сокращение транзита российских нефтепродуктов через латвийские порты оказалось необратимым жестким фактом. В прошлом году Рижский порт недосчитался 2,4 млн т российских нефтепродуктов (-23% к уровню 2015 г.). Независимость от российских нефтепродуктовых грузов позволила Клайпедскому порту вырваться вперед. Основные объемы в этом порту формируются минеральными удобрениями, белорусскими нефтепродуктами и перевалкой контейнеров.

Клайпедский порт (общий грузооборот, в млн т)

2014 – 36,4 

2015 – 38,5 

2016 – 40,1


Рижский порт (общий грузооборот, в млн т)

2014 – 41,0

2015 – 40,0

2016 – 37,1

За январь – сентябрь 2017 года в Клайпеде больше всего перевалили насыпных грузов – 13,8 млн т (+15,6%). Плюсовая динамика обеспечена за счет перевалки минеральных насыпных удобрений, объемы которых выросли на 23%, до 8,06 млн т. Удобрения составляют 25,6% от всех грузов порта. Обработка зерновых наоборот сократилась на 8,9%, до 2,41 млн т, из-за скачков стоимости на рынках в течение лета и плохих погодных условий осенью, влияющих на работу с этим грузом.

Обработка генеральных уменьшилась на 0,8%, до 9,12 млн т. В порту отмечают, что сейчас неплохая ситуация в обработке грузов в контейнерах (4 млн т, +3,4%) и контейнеров (337 453 тыс.TEU, +4,4%) в связи с растущим спросом товаров широкого потребления на внутреннем рынке Литвы.

Перевалка наливных в Клайпедском порту в отчетном периоде уменьшилась на 3,4%, до 8,3 млн т. Из них нефтепродуктов было 6,6 млн т (-4,5%), они составили 21,1% от всего объема грузов порта. Снижение вызвано сокращением переработки сырья на НПЗ в Мажейкяе вплоть до мая этого года. Цифры ушли в минус, пока Россия и Белоруссии вели переговоры по согласованию условий поставок нефти для переработки. В отделе маркетинга порта отмечают, что сейчас объемы постепенно выравниваются.

Вторая позиция в регионе у Рижского порта, объемы которого сократились на 5,1%, до 25,4 млн т. Минусовая динамика в столичном порту имеет однозначное толкование – сказывается переориентация российских нефтепродуктов на порты Северо-Запада РФ.

Структура грузооборота в Риге выглядит следующим образом: насыпные грузы – 62,7% от всего объема порта (15,9 млн т, +2%), генеральные – 20,1% (5,1 млн т, +9,6%), наливные – 17,2% (4,3 млн т, -32,9%).

В сегменте насыпных большую часть оставляет уголь – 9,33 млн т (+2,5%). Это почти 40% от всего объема порта. В то же время при текущем росте перевалки угля в Риге и Вентспилсе портовики заговорили о надвигающихся потерях в работе с углем. По данным источников в отрасли, с мая этого года ОАО «РЖД» все чаще не подтверждает планы по заявленным объемам к перевозке. Внутрилатвийская статистика пока не отражает явно всей картины, а стивидоры занимают выжидательную позицию в преддверии осенне-зимнего сезона, когда транспортировка угля традиционно растет. А вот проседание в обработке нефтепродуктов на 33,4% – вполне красноречиво. Все меньше в Риге российских минеральных удобрений – 1,85 млн т (-12,3%).

В отчетном периоде Рижский порт с минимальной разницей занял вторую позицию в регионе по обработке контейнеров после Клайпеды – 323 899 тыс. TEU (+17%). Рост обусловлен местным экспортом, и как отмечают источники, в контейнерах активно транспортируются дерево и торф латвийского происхождения.

Среди основных тенденций в столице – ожидаемый рост перевалки лесоматериалов, которые последние несколько лет обрабатывались ни шатко, ни валко и, как правило, с минусовой динамикой. Однако в следующем году в портах будет прирост в связи с открытием новых крупных лесопилок в Швеции. В Рижском порту также делается ставка на перевалку отопительных гранул, спрос на которые возрастает в северной Европе, Англии, Дании. К слову, из 33 стивидоров порта 10 уже занимаются перевалкой этих лесоматериалов.

Третье место в рейтинге у Вентспилсского порта, где за январь – сентябрь грузов стало больше на 15,5%, до 16,2 млн т. Скачок стал возможным благодаря росту на 62,3% перевалки насыпных и главным образом угля. Этот груз составил 24,6% от всего объема порта. На двух терминалах в общей сложности обработали 4 млн т угля (+18,6%). Рост его транзита отмечается также и в октябре.

Однако наливные грузы в Вентспилсе основные по тоннажу, и это порядка 50,6% всего объема порта. Из них нефтепродуктов перевалили меньше на 0,3%, до 8,22 млн т. Прирост отмечен в сегменте генеральных грузов – больше на 2,6%, до 1,88 млн т. Как отметили в администрации порта, плюсовая динамика сохранится и по итогам текущего года.

Грузооборот эстонского Таллиннского порта за январь – сентябрь 2017 года сократился на 9,2%, до 14,2 млн т. Отрицательная динамика фиксируется здесь не первый год. И главное сокращение вызвано переориентацией российских нефтепродуктов. Так, перевалка наливных просела на 26,9%, до 5,7 млн т. В то же время это почти 40% от оборота порта.

У Таллина третья строчка среди портов Балтии по контейнерообороту – 157 052 тыс. TEU (+5,5%). Рост продиктован активным потреблением товаров широкого потребления на внутреннем рынке. В отличие от Риги и Вентспилса, в которых перевалка минеральных удобрений российского происхождения сократилась, в Таллине – увеличение на 17,5%, до 1,5 млн т. ПАО «Акрон», по данным информации на сайте предприятия, и в IV квартале прогнозирует рост транзита в преддверии весеннего посевного сезона 2018 года.

Лиепайский порт в отчетном периоде показал самый большой прирост – грузов перевалено больше на 22,8%, до 4,7 млн т. Объемы формировались главным образом за счет антрацитового угля, его экспортируют через Лиепаю с конца 2016 года. Угольная подушка позволяет небольшому порту демонстрировать солидные результаты – 3,47 млн т (+22,8%). Однако 35% грузов здесь составляют зерно и продукты из него – обработано 1,65 млн т (-11,3%). В администрации порта пояснили, что из-за сильных дождей в августе – октябре погрузка зерновых на суда была отчасти парализована. Но стивидоры рассчитывают нагнать отставание за текущие месяцы.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions