+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.12.2017 09:40:00
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Порты Латвии в плюсе

Грузооборот портов Латвии за январь – ноябрь 2017 года увеличился на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го, до 57,15 млн т. Лидирует Рижский порт с 31,1 млн т, затем следует Вентспилс с 18,5 млн и замыкает тройку Лиепайский порт, переваливший 6 млн т. У всех портов, кроме столичного, отмечается плюсовая динамика.
Согласно данным Министерства сообщений Латвии, в отчетном периоде из общего тоннажа в 57,15 млн т больше всего через латвийские порты перевалено насыпных грузов – 30,98 млн т (+8%). Они, в свою очередь, сформированы в основном углем – 16,56 млн т (+15,9%), минеральными удобрениями – 2,51 млн т (-14,3%), древесной щепой – 1,3 млн т (+14,4%).

Наливных грузов перевалили 15,5 млн т (-15,2%), в том числе нефтепродуктов – 14,77 млн т (-16,1%). Генеральных грузов за 11 месяцев было 10,6 млн т (+7,2%), из них контейнерных – 4,27 млн т (+14,6%), лесоматериалов – 2,9 млн т (-5,4%), накатных – 2,95 млн т (+14,5%).

Латвийским лидером традиционно является Рижский порт, где за 11 месяцев перевалили 31,11 млн т грузов (-6,7%). Грузооборот Вентспилсского порта cоставил 18,52 млн т (+8,6%), Лиепайского – 6,05 млн т (+17,6%).

Уголь российского происхождения и нефтепродукты пока составляют порядка 50% всех грузов в латвийских портах. Весной этого года в Латвии четко обозначилась тенденция снижения российского транзита, и особенно это коснулось нефтепродуктовых грузов, которых стало на 1/3 меньше, чем годом ранее. В отрасли также были волнения относительно транспортировки угля, но в последние месяцы отмечается прирост его перевозок по железной дороге и, соответственно, в портах.

Вентспилсский и Лиепайский порты завершают год в плюсовой динамике. Рижский порт, теряя российские нефтепродуктовые и минеральные грузы, – в отрицательном поле. Согласно прогнозам, Вентспилсский порт подойдет к концу года с 20 млн т грузов против 18,8 млн т в прошлом году, Рижский продолжит падение с 37 млн т в прошлом до 34 млн т в текущем. Маленький, но активный Лиепайский прирастет на 15%, до 6,5 млн т.

Рига потеряла в угле и нефтепродуктах

Крупнейший латвийский порт – Рижский – за 11 месяцев снизил оборот на 6,7%, до 31,11 млн т. Отрицательная динамика объясняется главным образом сокращением обработки нефтепродуктовых грузов, которых стало меньше на 30,5%, до 5,3 млн т. Также на общий объем оказало влияние уменьшение перевалки угля на 5,8%, до 11,02 млн т. Речь идет сокращении транзитных поставок (порядка 680 тыс. т) в адрес столичного порта, которые буквально сотрясли отрасль весной – летом этого года.

В то же время за январь – ноябрь этого года насыпных грузов через порт прошло больше всего – 19,38 млн т (-2%), генеральных было 6,42 млн т (+7,5%), наливных – 5,3 млн т (-30,1%).

Структура грузов выглядит сегодня следующим образом: насыпные составляют 62,3% от всего объема, наливные – 17,1%, генеральные – 20,7%. Структура грузооборота в Риге распределилась так: уголь составляет 35% грузов, нефтепродукты – 16,8%, контейнеры – 12,9%, лесоматериалы – 7,9%. В среднем помесячно в этом году в порту перевалили 2,6–3,2 млн т грузов в зависимости от сезона.

В отделе маркетинга порта отмечают, что в отчетном периоде существенно вырос оборот контейнерных грузов. В прошедшем месяце было перевалено 45,5 тыс. контейнеров, а за 11 месяцев этого года через контейнерные терминалы Рижского порта прошло 410 тыс. ед. TEU, что на 17% больше по сравнению с прошлым годом и уже превышает весь объем контейнеров, переваленных в 2016 году.

Пассажиропоток Рижского порта за 11 месяцев вырос на 45%, до 770 тыс. человек. Прирост связан с возвращением второго парома Tallink на линию Рига – Стокгольм. Однако также значительно увеличилось количество круизных пассажиров. В 2017 году на круизных судах Ригу посетило 85 тыс. туристов (+23%).

В ноябре в Рижском порту перевалили более 3 млн т различных грузов. Положительные показатели главным образом связаны с увеличением оборота контейнерных грузов, угля, зерновых продуктов и древесных гранул.

Вентспилс растет в сегменте насыпных

Грузооборот второго по тоннажу Вентспилсского порта за 11 месяцев составил 18,5 млн т, что на 1,5 млн т, или 9% больше, чем за соответствующий период 2016 года. Больше всего за год увеличился объем перевалки угля и грузов, перевозимых паромами.

Так, 1/3 грузов порта составили насыпные – их обработали 6,44 млн т (+47%), в том числе угля – 4,44 млн т (+0,6%), минеральных удобрений – 177,4 тыс. т. (-37%). Половину от общего тоннажа занимают наливные грузы – 9,75 млн т (-6,1%), из них нефтепродукты – 9,2 млн т (-6,6%). Генеральных перевалили 2,32 млн т (+1,3%), в том числе накатных грузов было 1,96 млн т (+4,1%).

Продолжает увеличиваться количество грузов и пассажиров, перевозимых паромами Stena Line. Паромной линией Вентспилс – Нюнесхамн за 11 месяцев воспользовались 39,034 тыс. пассажиров (+26%), а накатных грузов перевезено 297 тыс. т, или на 18% больше.

В администрации Вентспилсского порта отметили, что большинство терминалов порта за год увеличили объем перевалки грузов, но на отдельных наблюдается длительный спад. Наименее загруженным терминалом остается АО «Калия паркс» который за январь – ноябрь перевалил 188 тыс. т грузов, что составляет всего 3% от его мощности.

Среди инвестиционных проектов порта на ближайшие годы значимы обновление и перестройка Северного и Южного молов, береговых укреплений общей стоимостью свыше €18 млн. Также до 2022 года будут реновированы подъездные пути к терминалам и индустриальным зонам, расположенным на территории порта, стоимостью около €19,9 млн. Почти 85% средств составит софинансирование европейского фонда Кохезии.

Лиепая в ожидании зерна

Грузоформирующие потоки Лиепайского порта по-прежнему состоят главным образом из зерна и продуктов из него, нишевых нефтепродуктов и отчасти из накатных грузов. Так, грузооборот порта за январь – ноябрь составил 6,05 млн т (+17,6%). Обработка наливных выросла на 29%, до 436 тыс. т, из них нефтепродуктов (вакуумного газойля и базовых масел) было 347 тыс. т (+45%). Генеральных грузов в отчетном периоде перевалили больше на 24,9%, до 1,14 млн т.

Несмотря на снижение перевалки зерна на 14,6%, до 2,27 млн т в связи с неблагоприятными для их погрузки летом – осенью погодными условиями, это тем не менее 1/3 грузов порта. По словам заведующего отделом маркетинга и инвестиций управления Лиепайской специальной экономической зоны Иво Колиньша, стивидоры планируют погрузку зерна и продуктов из него в предстоящее время. Уже в ноябре на суда удалось перегрузить 409 тыс. т, а в октябре из-за дождей – всего 212 тыс.т, в сентябре – 260 тыс. т.

Подводя итоги года, в порту прогнозируется прирост в 15%, до 6,5 млн т против 5,7 млн т в прошлом году.

Год без критических перемен

Оценивая перспективы, портовики Вентспилса отмечают, что в 2018 году в их гавани не планируется существенного снижения перевалки нефтеналивных и угольных грузов: к обработке запланировано 10,5 млн т нефтепродуктов и 4,5 млн т угля. То есть объемы сохранятся примерно на том же уровне, что и в этом году. Если и произойдут сокращения в секторе наливных грузов в портах Латвии, то в большей степени скажется влияние рыночных факторов и доктрины развития российских портов и в меньшей степени – последствия санкций.

Следующий год в целом ожидается более спокойным на события, он должен быть, так сказать, менее революционным, чем 2017 год, когда с весны со стороны ОАО «РЖД» периодически не подтверждались объемы различных грузов к отправке. Предварительные прогнозы стивидоров Латвии на 2018 год также свидетельствуют о том, что грузов будет достаточно, и, похоже, работы не убавится.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions