+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.10.2016 13:27:00
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – сентябрь 2016 г.)

За 9 месяцев 2016-го грузооборот морских портов России увеличился на 5,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 531,7 млн т. Об этом сообщает пресс-служба Ассоциации морских торговых портов. Объем перевалки сухогрузов составил 248,7 млн т (+7,8%). Объем перевалки наливных грузов увеличился до 283 млн т (+3,9%).
Оптимистичный прогноз

Основную долю оборота портов составили экспортные грузы – 420,4 млн т (+5,2%). Импортных грузов за отчетный период было перегружено 23,4 млн т (-6,1%), транзитных – 36,3 млн т (+0,5%), каботажных (транспортировка коммерческих грузов водным путем в пределах одной страны) – 51,6 млн т (+21,4%).
Объем перевалки сухогрузов составил 248,7 млн т (+7,8%), в том числе угля – 101,9 млн т (+12%), грузов в контейнерах – 31,4 млн т (+4,8%), зерна – 24,3 млн т (+2,1%), черных металлов – 21,5 млн т (+8,5%), грузов на паромах – 17,1 млн т (+3,6%), руды – 6,5 млн т (+30,6%), лесных грузов – 4,1 млн т (+2,5%), накатных грузов – 3,9 млн т (рост в 1,8 раза).
Объем перевалки наливных грузов увеличился до 283 млн т (+3,9%), в том числе сырой нефти до 162,9 млн т (+8,5%) и сжиженного газа – до 9,7 млн т (+3,5%). В то же время снизилась перевалка нефтепродуктов – до 107,8 млн т (-2,4%).
Согласно прогнозу исполнительного директора Ассоциации морских торговых портов Серика Жусупова, по итогам 2016 года объем перевалки грузов в морских российских портах составит 710 млн т. «Несмотря на влияние кризиса и ряд конъюнктурных явлений, грузооборот морских портов показывает устойчивый рост. Ежегодный рост перевалки грузов связан с вводом новых специализированных перевалочных комплексов и с сокращением доли сопредельных государств в общем объеме перевалки внешнеторговых грузов», – отмечает С. Жусупов.
По его словам, этому способствовало и то, что часть грузов поэтапно переключается из сопредельных портов Балтии и Украины в отечественные гавани. «Доля российских портов за последние годы увеличилась до 93–94%. При этом по ряду грузов мы имеем большой запас пропускной способности», – добавил С. Жусупов.
Если посмотреть на ситуацию в портах по бассейнам, то можно отметить, что грузооборот портов Дальневосточного бассейна РФ увеличился до 137,95 млн т (+8,5%), в основном за счет перевалки сухогрузов. Этот показатель составил 83,22 млн т, что на 13,7% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем обработки наливных грузов остался примерно на том же уровне – 54,74 млн т (+1,5% к аналогичному периоду 2015 г.).
Положительную динамику грузооборота наращивают и порты Азово-Черноморского бассейна РФ (с учетом портов Крыма и стивидоров Севастополя), также за счет перевалки сухогрузов – 77,47 млн т (+8,7%), а наливных – 102,2 млн т (+0,6%). В целом же за 9 месяцев гавани этого бассейна переработали 179,67 млн т, что на 3,9% выше уровня прошлого года.
Грузооборот портов Балтийского бассейна России по итогам января – сентября 2016 года увеличился на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го, до 174,94 млн т, в том числе сухих грузов перевалено 66,06 млн т (+0,9%), наливных – 108,88 млн т (+2,6%). Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 34,8 млн т грузов, что на 31,8% больше грузооборота аналогичного периода 2015 года. Рост показателей обеспечили порт Мурманск и порта Варандей, нарастив перевалку до 23,1 млн т (+42,2%) и 6 млн т (+22,1%) соответственно. Отрицательную динамику демонстрируют традиционно гавани Каспийского бассейна в морских портах. В них было перегружено 4,3 млн т грузов (-15,9%).

Контейнеры в предвкушении роста

Контейнерооборот портов России по итогам января – сентября 2016 года сократился на 0,5% по сравнению с аналогичным показателем 2015-го (с 2,96 до 2,94 млн TEU). Однако темпы падения контейнерооборота сокращаются. Так, по итогам января спад относительно аналогичного периода прошлого года составлял 10,3%, в I квартале – 5%, по итогам полугодия – 1,3%, в январе – июле – 1,2%, в отчетном периоде – 0,5%.
«В связи с тем, что в последние годы объем импорта значительно упал и продолжает снижаться, экспорт контейнеризированных грузов уперся в потолок наличия оборудования еще в конце 2014 – начале 2015 года. В 2016-м эта проблема лишь закрепилась. В итоге дефицит контейнеров привел к тому, что часть грузов вернулась в брейк-балк. Перед грузоотправителями встал выбор: или не ехать вообще, или ехать таким способом», – комментирует директор по направлению аналитика и логистика ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин.
Однако снижение перевалки транзитных контейнеров в январе – сентябре составило 37,6%, с 55,91 до 34,88 тыс. TEU (перевалка порожних сократилась на 93,9%, груженых – на 15,1%). Каботажных контейнеров перевалено на 6,9% больше, чем в январе – сентябре 2015 года, – 458,56 тыс. TEU (перевалка порожних выросла на 3,3%, груженых – на 9,2%).
Экспорт контейнеров за отчетный период сократился на 2,1%, до 1,22 млн TEU: груженых – 485,53 тыс. TEU (+12,6%), порожних – 430,92 тыс. TEU (-21%). Импорт вырос на 0,2% (до 1,23 млн TEU).
Порты Арктического бассейна в январе – сентябре нарастили перевалку контейнеров на 10,4% (до 107,78 тыс. TEU). Контейнерооборот Балтийского бассейна увеличился на 1,4% (до 1,5 млн TEU), Азово-Черноморского – на 1,7% (до 466,84 тыс. TEU). Порты Дальневосточного бассейна сократили перевалку контейнеров на 5,9% (до 859,02 тыс. TEU), Каспийского – на 28,9% (до 1,5 тыс. TEU).
Отметим, что контейнерный рынок быстро реагирует на ухудшение экономической ситуации. Основная доля контейнерных грузов – это товары народного потребления и продовольственные товары зарубежного производства, спрос на которые упал вследствие снижения покупательной способности населения, девальвации рубля и контрсанкций РФ. «В Советском Союзе происходящее сегодня абсолютно грамотно назвали бы кризисом капитализма. Спрос на сырьевые товары падает, зарплаты во всем мире стагнируют или снижаются, потребительская способность уменьшается. Рост потребления в таких условиях невозможен. Соответственно, никаких предпосылок для роста поставок грузов в контейнерах нет», – поясняет эксперт.
Сегодня доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составила 51,2%, Дальневосточного – 29,2% совокупного контейнерооборота РФ.

Напомним, что по итогам 2015 года контейнерооборот портов России составил 3,94 млн TEU: экспорт – 1,65 млн TEU, импорт – 1,64 млн TEU, транзит – 66,43 тыс. TEU, каботаж – 591,08 тыс. TEU.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions