RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
13.10.2016 13:27:00
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – сентябрь 2016 г.)

За 9 месяцев 2016-го грузооборот морских портов России увеличился на 5,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 531,7 млн т. Об этом сообщает пресс-служба Ассоциации морских торговых портов. Объем перевалки сухогрузов составил 248,7 млн т (+7,8%). Объем перевалки наливных грузов увеличился до 283 млн т (+3,9%).
Оптимистичный прогноз

Основную долю оборота портов составили экспортные грузы – 420,4 млн т (+5,2%). Импортных грузов за отчетный период было перегружено 23,4 млн т (-6,1%), транзитных – 36,3 млн т (+0,5%), каботажных (транспортировка коммерческих грузов водным путем в пределах одной страны) – 51,6 млн т (+21,4%).
Объем перевалки сухогрузов составил 248,7 млн т (+7,8%), в том числе угля – 101,9 млн т (+12%), грузов в контейнерах – 31,4 млн т (+4,8%), зерна – 24,3 млн т (+2,1%), черных металлов – 21,5 млн т (+8,5%), грузов на паромах – 17,1 млн т (+3,6%), руды – 6,5 млн т (+30,6%), лесных грузов – 4,1 млн т (+2,5%), накатных грузов – 3,9 млн т (рост в 1,8 раза).
Объем перевалки наливных грузов увеличился до 283 млн т (+3,9%), в том числе сырой нефти до 162,9 млн т (+8,5%) и сжиженного газа – до 9,7 млн т (+3,5%). В то же время снизилась перевалка нефтепродуктов – до 107,8 млн т (-2,4%).
Согласно прогнозу исполнительного директора Ассоциации морских торговых портов Серика Жусупова, по итогам 2016 года объем перевалки грузов в морских российских портах составит 710 млн т. «Несмотря на влияние кризиса и ряд конъюнктурных явлений, грузооборот морских портов показывает устойчивый рост. Ежегодный рост перевалки грузов связан с вводом новых специализированных перевалочных комплексов и с сокращением доли сопредельных государств в общем объеме перевалки внешнеторговых грузов», – отмечает С. Жусупов.
По его словам, этому способствовало и то, что часть грузов поэтапно переключается из сопредельных портов Балтии и Украины в отечественные гавани. «Доля российских портов за последние годы увеличилась до 93–94%. При этом по ряду грузов мы имеем большой запас пропускной способности», – добавил С. Жусупов.
Если посмотреть на ситуацию в портах по бассейнам, то можно отметить, что грузооборот портов Дальневосточного бассейна РФ увеличился до 137,95 млн т (+8,5%), в основном за счет перевалки сухогрузов. Этот показатель составил 83,22 млн т, что на 13,7% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем обработки наливных грузов остался примерно на том же уровне – 54,74 млн т (+1,5% к аналогичному периоду 2015 г.).
Положительную динамику грузооборота наращивают и порты Азово-Черноморского бассейна РФ (с учетом портов Крыма и стивидоров Севастополя), также за счет перевалки сухогрузов – 77,47 млн т (+8,7%), а наливных – 102,2 млн т (+0,6%). В целом же за 9 месяцев гавани этого бассейна переработали 179,67 млн т, что на 3,9% выше уровня прошлого года.
Грузооборот портов Балтийского бассейна России по итогам января – сентября 2016 года увеличился на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го, до 174,94 млн т, в том числе сухих грузов перевалено 66,06 млн т (+0,9%), наливных – 108,88 млн т (+2,6%). Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 34,8 млн т грузов, что на 31,8% больше грузооборота аналогичного периода 2015 года. Рост показателей обеспечили порт Мурманск и порта Варандей, нарастив перевалку до 23,1 млн т (+42,2%) и 6 млн т (+22,1%) соответственно. Отрицательную динамику демонстрируют традиционно гавани Каспийского бассейна в морских портах. В них было перегружено 4,3 млн т грузов (-15,9%).

Контейнеры в предвкушении роста

Контейнерооборот портов России по итогам января – сентября 2016 года сократился на 0,5% по сравнению с аналогичным показателем 2015-го (с 2,96 до 2,94 млн TEU). Однако темпы падения контейнерооборота сокращаются. Так, по итогам января спад относительно аналогичного периода прошлого года составлял 10,3%, в I квартале – 5%, по итогам полугодия – 1,3%, в январе – июле – 1,2%, в отчетном периоде – 0,5%.
«В связи с тем, что в последние годы объем импорта значительно упал и продолжает снижаться, экспорт контейнеризированных грузов уперся в потолок наличия оборудования еще в конце 2014 – начале 2015 года. В 2016-м эта проблема лишь закрепилась. В итоге дефицит контейнеров привел к тому, что часть грузов вернулась в брейк-балк. Перед грузоотправителями встал выбор: или не ехать вообще, или ехать таким способом», – комментирует директор по направлению аналитика и логистика ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин.
Однако снижение перевалки транзитных контейнеров в январе – сентябре составило 37,6%, с 55,91 до 34,88 тыс. TEU (перевалка порожних сократилась на 93,9%, груженых – на 15,1%). Каботажных контейнеров перевалено на 6,9% больше, чем в январе – сентябре 2015 года, – 458,56 тыс. TEU (перевалка порожних выросла на 3,3%, груженых – на 9,2%).
Экспорт контейнеров за отчетный период сократился на 2,1%, до 1,22 млн TEU: груженых – 485,53 тыс. TEU (+12,6%), порожних – 430,92 тыс. TEU (-21%). Импорт вырос на 0,2% (до 1,23 млн TEU).
Порты Арктического бассейна в январе – сентябре нарастили перевалку контейнеров на 10,4% (до 107,78 тыс. TEU). Контейнерооборот Балтийского бассейна увеличился на 1,4% (до 1,5 млн TEU), Азово-Черноморского – на 1,7% (до 466,84 тыс. TEU). Порты Дальневосточного бассейна сократили перевалку контейнеров на 5,9% (до 859,02 тыс. TEU), Каспийского – на 28,9% (до 1,5 тыс. TEU).
Отметим, что контейнерный рынок быстро реагирует на ухудшение экономической ситуации. Основная доля контейнерных грузов – это товары народного потребления и продовольственные товары зарубежного производства, спрос на которые упал вследствие снижения покупательной способности населения, девальвации рубля и контрсанкций РФ. «В Советском Союзе происходящее сегодня абсолютно грамотно назвали бы кризисом капитализма. Спрос на сырьевые товары падает, зарплаты во всем мире стагнируют или снижаются, потребительская способность уменьшается. Рост потребления в таких условиях невозможен. Соответственно, никаких предпосылок для роста поставок грузов в контейнерах нет», – поясняет эксперт.
Сегодня доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составила 51,2%, Дальневосточного – 29,2% совокупного контейнерооборота РФ.

Напомним, что по итогам 2015 года контейнерооборот портов России составил 3,94 млн TEU: экспорт – 1,65 млн TEU, импорт – 1,64 млн TEU, транзит – 66,43 тыс. TEU, каботаж – 591,08 тыс. TEU.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (I квартал 2016 г.)

Обзор грузооборота морских портов России (I квартал 2016 г.)
Несмотря на то, что 2015 год для портовых компаний выдался нелегким, за первые 3 месяца текущего года операторы портов всех бассейнов, кроме Каспийского, продемонстрировали положительный результат. Можно ли говорить о том, что рынок оживает?
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – май 2016 г.)

Обзор грузооборота морских портов России (январь – май 2016 г.)
Сложная экономическая ситуация, санкции и на этом фоне – сокращение инвестиций не позволили российским портам в прошлом году значительно нарастить перевалку грузов. Однако уже за первые месяцы 2016-го негативный тренд, несмотря на сохранение отягчающих обстоятельств, удалось переломить и по результатам января – мая превысить прошлогодние показатели на 5,9%.
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – июнь 2016 г.)

Обзор грузооборота морских портов России (январь – июнь 2016 г.)
Темпы роста грузооборота портов РФ в текущем году с каждым месяцем увеличиваются. А падение их контейнерооборота по итогам I полугодия замедлились до 1,3%. Но можно ли уже говорить о том, что кризис позади, и можно ли назвать это успехом?


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions