+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.11.2017 13:00:00
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – октябрь 2017 г.)

Рост грузооборота продолжается уже несколько лет и 2017 год не стал исключением. Согласно прогнозам Минтранса, грузооборот в морских портах РФ по итогам 2017 года достигнет 800 млн т. Итоги 10 месяцев говорят о том, что прогнозы экспертов, скорее всего, оправдаются.
Все больше и больше

По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот морских портов России за январь – октябрь 2017 года вырос на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 649,5 млн т. По-прежнему наибольшую долю составляют наливные грузы. Их объем по итогам 10 месяцев текущего года достиг 343 млн т, что на 8,3% выше аналогичного уровня прошлого года. Наибольший рост демонстрирует перевалка сырой нефти – на 12,6%, до 210,7 млн т, а также сжиженного газа – на 7,2%, до 11,8 млн т. Объем перевалки нефтепродуктов остается стабильным – 116,8 млн т (+1,2% к уровню 2016 г.). Объем перевалки сухогрузов по итогам января – октября составил 306,5 млн т (+10,4%). Основные номенклатуры, переваливаемые в портах: уголь – 129,1 млн т (+13,8%), грузы в контейнерах – 39,7 млн т (+13%), зерно – 37 млн т (+31,3%), черные металлы – 23,1 млн т (-2,3%), минеральные удобрения – 14,3 млн т (+8,8%), рефрижераторные грузы – 2,5 млн т (+2,5%).

«Более 400 млн т (62% грузопотока) являются грузы первичной добычи, не подвергнутые переработке. Они имеют невысокую стоимость и не требуют оснащения высокотехнологичным оборудованием для перевалки. Рост грузооборота (в 5 раз) российских портов за последние 15 лет заставил российских стивидоров активно обновлять портовое перевалочное оборудование. Однако весь этот рост был обусловлен увеличением грузопотока первичных грузов», – отмечает генеральный директор ПАО «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов. Что касается внешнеторговых грузов, то объем импорта постепенно увеличивается. Хотя объем экспорта превалирует: по итогам 10 месяцев 2017 года – в 17 раз. Так, на экспорт было перегружено 500,6 млн т, что на 6,9% выше аналогичного периода прошлого года, а импортных грузов – 29,6 млн т (+14%). Транзитный грузопоток также демонстрирует положительную динамику – рост на 15,4%, до 47,7 млн т. А каботажных грузов было перевалено 71,4 млн т (+21,9%). В АСОП комментируют, что несмотря на кризисные явления в экономике России операторы морских терминалов работают достаточно устойчиво и демонстрируют стабильный рост в перевалке грузов различной номенклатуры.

Если говорить об отдельных бассейнах, то наиболее положительную динамику роста перевалки наливных грузов демонстрируют порты Арктики. В январе – октябре 2017 года они перегрузили 60,9 млн т, что на 52,2% больше, чем за аналогичный период 2016-го. Объем перевалки наливных грузов увеличился в 2 раза, до 36,7 млн т, а сухогрузов – на 9,6%, до 24,2 млн т. Показатели Арктического бассейна растут в основном за счет работы порта Мурманск, доля которого в структуре составляет 70%. Его грузооборот по итогам 10 месяцев составил 42,6 млн т, увеличившись на 60,1% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Рост показателей во многом связан с началом работы рейдового перегрузочного комплекса ООО «Кольский нефтяной терминал». Однако за указанный период значительно увеличилась не только перевалка нефти и нефтепродуктов, но и угля. Другие гавани также демонстрируют значительный рост перевалки. Например Сабетта – в 3 раза, до 6 млн т, а Кандалакша – в 2 раза, до 1,3 млн т. Помимо портов Арктического бассейна сахалинские гавани также можно отнести к разряду наиболее динамично развивающихся. Сахалинский порт Невельск увеличил перевалку грузов с 0,835 до 1,551 млн т грузов, а порт Шахтерск нарастил грузооборот на 162,2%, перевалив 5,758 млн т по сравнению с прошлогодними 3,549 млн т. Что касается других портов Дальневосточного бассейна, то наиболее высокие результаты демонстрируют порты Восточный – 57,7 млн т (+1,4%), Ванино – 24,7 млн т (-0,9%), Находка – 20,2 млн т (+3,8%), Пригородное – 14,1 млн т (+6,7%), Владивосток – 14 млн т (+18,7%), Посьет – до 6,4 млн т (-5,1%), Де-Кастри – до 9,2 млн т (-3,5%). В целом же в морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот за 10 месяцев 2017 года увеличился до 160,7 млн т, что на 4,4% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем перевалки сухогрузов увеличивается в основном за счет перевалки угля, грузов в контейнерах, лесных, тарно-штучных грузов и металлолома. В то же время сократилась перевалка черных металлов и руды. В целом объем сухогрузов составил 98,8 млн т, что выше уровня прошлого года на 6,7%. Объем наливных грузов остался практически на уровне прошлого года и составил 61,9 млн т (+1%). Перевалка этой категории грузов растет за счет сырой нефти и сжиженного газа, в то же время перевалка нефтепродуктов снижается. Отметим, что в грузообороте Дальневосточного бассейна доля экспорта составляет практически 90%.

Балтийские и Азово-черноморские порты наращивают грузооборот более медленными темпами. Несмотря на то, что основную долю грузопотока, переваливаемого российскими портами Балтийского бассейна, составляют наливные грузы – 119,5 млн т по итогам 10 месяцев текущего года, наибольшую положительную динамику демонстрирует переработка в гаванях сухогрузов – рост составил 16,2%, до 85,9 млн т. В целом же грузооборот морских портов Балтийского бассейна за январь – октябрь 2017 года увеличился до 205,4 млн т, что на 4,9% выше аналогичного периода 2016-го.

Грузооборот южных портов РФ постепенно увеличивается и по итогам января – октября 2017 года составил 219,3 млн т. Это на 9,8% выше, чем за 10 месяцев 2016-го. Отметим, что если в I квартале грузооборот вырос на 6,6%, то уже по итогам 6 месяцев этот показатель составил 11,1%. Однако в результате работы за 9 месяцев текущего года темпы роста несколько снизились – до 8,3%.

Перевалка сухогрузов увеличилась до 95,3 млн т (+10,1%), в основном за счет зерна, угля и грузов в контейнерах. В то же время уменьшился объем перевалки черных металлов и минеральных удобрений. Объем переработки наливных грузов составил 124 млн т, что выше аналогичного показателя прошлого года на 9,5%.

Единственный бассейн, который портит общую картину – Каспийский, хотя его доля в структуре всего грузопотока, обрабатываемого российскими портами, составляет 0,5%. По итогам января – октября 2017 года в морских портах Каспийского бассейна было перегружено 3,1 млн т грузов. Объем грузопотока снизился по сравнению с аналогичным периодом 2016-го на 35,3%. Из них сухогрузов было перевалено 2,2 млн т (-9,8%), а наливных – 0,9 млн т (-61,4%). Объем перевалки сухогрузов снизился за счет зерна и черных металлов, в то же время увеличилась перевалка лесных и тарно-штучных грузов. Перевалка наливных грузов снизилась за счет сырой нефти практически в 3 раза. Положительную динамику перевалки демонстрируют только стивидоры порта Оля – до 195 тыс. т (+25% к уровню 2016 г.). Объем перевалки грузов порта Махачкала составил по итогам 10 месяцев 2017 года 1,1 млн т, что на 58,3% меньше, чем в январе – октябре 2016-го, Астрахань – 1,8 млн т (-9,1%).

Импорт возвращается

За январь – октябрь российские морские порты обработали 3,8 млн TEU, что на 16,2% выше, чем за аналогичный период 2016 года. Из них 2,9 млн TEU – груженые, а 357 тыс. TEU – рефрижераторные. Наибольшую положительную динамику демонстрирует транзитный грузопоток – рост на 23,5%, до 54 тыс. TEU. Однако его доля составляет 1,4% от всего контейнеропотока. Объем экспорта по итогам 10 месяцев текущего года составил 1,57 млн TEU (+16,9%), а импорта – 1,61 млн TEU (+17,9%). Каботаж по-прежнему остается на высоком уровне – 0,6 млн TEU, что на 9,2% выше уровня прошлого года. Порты Дальнего Востока демонстрируют самую высокую динамику – рост по итогам 10 месяцев 2017-го составил 26,2%. В физическом выражении объем составил 1,22 млн TEU по итогам 10 месяцев текущего года. Объем экспорта составил 363 тыс. TEU, увеличившись на 34,1%, а импорта – 374,3 тыс. TEU (+41,7% к уровню 2016 г.). Положительную динамику демонстрируют также транзитный и каботажный контейнеропотоки: рост на 22,4% (до 53,2 тыс. TEU) и 10,8% (435 тыс. TEU) соответственно.

Высокие темпы роста контейнерооборота демонстрируют как небольшие, так и крупные гавани региона. В частности порт Холмск увеличил объем перевалки контейнеров на 42,1% (на его долю приходится 0,3% от всего контейнеропотока, перерабатываемого на Дальнем Востоке), а порт Владивосток, доля которого составляет 57%, – на 34,2%, Восточный – на 22,6% (25% от всего контейнеропотока бассейна), в то же время Магадан (0,4%) и Зарубино (0,05%) – на 15,4 и 15% соответственно.

В минус ушли только гавани Арктического бассейна (контейнеропоток снизился на 0,4%), которые за указанный период обработали 124 тыс. TEU. Объем импорта превысил показатели экспорта в 2 раза и составил 2,3 тыс. TEU, что в 2 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем экспорта сократился практически в 4 раза. Основная доля контейнеропотока приходится на каботаж – 120,7 тыс. TEU – и продолжает увеличиваться: рост по итогам 10 месяцев составил 3,9%.

Объем переработки контейнеров на российской Балтике стабильно увеличивается: по итогам января – октября 2017 года рост составил 11,1%, до 1,86 млн TEU. Объем экспорта и импорта, проходящего через эти гавани, примерно одинаковый: 914,5 и 946,4 тыс. TEU соответственно. Динамика роста по итогам 10 месяцев 2017 года также примерно одинаковая: 11,9 и 10,3% соответственно. Порт Калининград демонстрирует самые высокие темпы роста среди всех гаваней российской Балтики. По итогам 10 месяцев объем составил 205,4 тыс. TEU, что на 30,5% выше, чем за аналогичный период 2016 года. Большой порт Санкт-Петербург перерабатывает наибольшую долю грузов, проходящую через северо-западные порты. За январь – октябрь текущего года объем составил 1,6 млн TEU, увеличившись на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. Еще один порт Северо-Запада, который обрабатывает контейнеры – Усть-Луга. За 10 месяцев через него прошло 63 тыс. TEU, что на 9,7% меньше, чем за аналогичный период 2016 года.

Южные порты переработали 599,3 тыс. TEU, что на 17,9% больше, чем за аналогичный период 2016-го. Объем транзита контейнеров через южные порты увеличился в 3 раза. В структуре контейнеропотока порта это, конечно, незначительный объем. Основную долю составляет перевалка экспортных и импортных грузов: 298,3 и 288,2 тыс. TEU соответственно. Темпы роста данных показателей по итогам 10 месяцев работы в 2017 году также примерно одинаковые: 16,1 и 20% соответственно. На каботаж пришлось 11,9 тыс. TEU, что на 7,7% больше, чем за аналогичный период 2016-го.

И даже гавани Каспийского бассейна прибавили 6,7% к уровню прошлого года, переработав 1,8 тыс. TEU. Объем экспорта составил 761 TEU (+2,3% к аналогичному периоду 2016 г.), а импорта – 735 TEU (+8,7% к уровню прошлого года). Каботаж увеличился до 315 TEU, что на 13,7% выше 10 месяцев прошлого года. Главной гаванью региона является порт Астрахань. Именно в нем перерабатывается практически весь контейнеропоток, идущий через российский Каспий.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions