• Ставка на полувагон
    2079
    1.3 %
    руб./сут.
    январь 2019
  • Индекс качества III квартал 2018г. - 58 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 67.08 -0.11 EUR ЦБ РФ 76.95 -0.12
    BTC 3656.24 usd BTC 243816.36 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.12.2018 09:41:00
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – ноябрь 2018 г.)

Динамика работы морских портов продолжает демонстрировать положительный характер. По итогам января – ноября 2018 года, по данным Ассоциации морских торговых портов РФ (АСОП), российские морские торговые порты на 10% увеличили контейнерооборот по сравнению с аналогичным периодом 2017-го. Он составил 4,6 млн TEU. В частности, в экспортном сообщении отправлено боле 1,9 млн TEU (+10,7%), импорт также составил 1,9 млн TEU (+10%). Наибольший прирост был зафиксирован по Дальневосточному и Арктическому бассейнам. Общий грузооборот морских портов России за 11 месяцев 2018 года увеличился на 4,2% и составил 746 млн т. Здесь наибольшую положительную динамику показали порты Арктического и Каспийского бассейнов.
Обзор грузооборота морских портов России (январь – ноябрь 2018 г.)
И снова Дальний Восток

По сути дела, рост объемов перевалки контейнеров в портах Дальневосточного бассейна – дело привычное. За 11 месяцев был продемонстрирован прирост в 12,5%. За аналогичный период прошлого года было перевалено примерно 1,3 млн TEU, в текущем году этот показатель составил более 1,5 млн TEU.

Пожалуй, самую активную динамику в перевалке контейнеров показал порт Находка, там в сравнении с аналогичным периодом прошлого года объем вырос практически в 2,5 раза.
Также прирост в 11,7% продемонстрировал порт Владивосток. В прошлом году там было перевалено 769 тыс. TEU, в текущем году – 858 тыс. TEU.

В плюсе держится и порт Восточный, к 2017 году прирост составил почти 15%. Всего же в портах Дальневосточного бассейна зафиксирован рост на 12,5%.
Стабильно растут и порты Балтийского бассейна. Главным драйвером здесь является Большой порт Санкт-Петербург, который в прошлом году перевалил 1,7 млн TEU, а в текущем – более 1,9 млн TEU, то есть прирост на 11,3%. В результате по всему бассейну зафиксирована положительная динамика в 11% с чуть более 2 млн TE по итогам 11 месяцев прошлого года до 2,2 млн TEU в текущем.

Хорошую динамику показал и Арктический регион. Так, через наши северные порты было перевалено более 145 тыс. TEU против прошлогодних почти 136 тыс. TEU. А это прирост в 7,3%.
С положительной динамикой работают и гавани Азово-Черноморского бассейна. За отчетный период было перевалено 680 тыс. TEU, в прошлом году этот показатель держался на уровне более 665 тыс. TEU. Здесь стабильным лидером является порт Новороссийск, где было перевалено 615 тыс. TEU (+2,1%).

Как и по итогам 10 месяцев, снижение перевалки контейнеров было зафиксировано в портах Каспийского бассейна. Если в прошлом году было перевалено более тыс. TEU, то в текущем году этот показатель составил только 1,8 тыс. TEU, снижение на 13%.

К слову, ранее был озвучен прогноз, что к 2019 году объемы контейнерооборота достигнут пиковых значений 2013-го – 5,4 млн TEU. А к 2021 году общие объемы перевалки контейнеров достигнут 6,3 млн TEU за счет развития экспортных направлений химической отрасли, автомобилестроения, металлургии, лесной промышленности и агропромышленного комплекса.

Опять без Балтики

Зато по объему перевалки сухих и наливных грузов порты Каспийского бассейна стабильно демонстрируют рост, за 11 месяцев 2018 года он составил 26,2%. Активность здесь проявили порт Оля с положительной динамикой 76% и морской порт Махачкала, где и вовсе прирост составил 88%. Не совсем удачно отработал порт Астрахань, там было зафиксировано падение в 16,2%.

Также активно прирастают и порты Арктического бассейна, всего там было перевалено более 83 млн т, что обеспечило прирост в 25%. В Мурманском торговом порту было обработано более 55 млн т (+ 19%). По Архангельску прирост составил 19,5%, а в Сабетте зафиксирован рост более чем на 22%.

Дальневосточные порты отработали 11 месяцев с показателем более 184 млн т к показателям 2017-го, увеличение составило 5%. Как всегда в плюс вышел порт Владивосток, где было перевалено на 24,5% больше, чем в прошлом году. Порт Находка прирос на 2%, а порт Восточный – на 0,5%. К слову, по ранее озвученным прогнозам заместителя министра транспорта, руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Юрия Цветкова, перевалка грузов через порты Дальнего Востока к концу 2018 года может составить и 200 млн т. Но год еще не закончен.

В следующем же году определенные перспективы можно связывать и с АО «Восточный Порт», ведь с запуском Третьей очереди предприятия планируется выйти на показатели отгрузки угля порядка 40 млн т.

Азово-Черноморские порты обработали более 249 млн т, что обеспечило рост в 2%. Опять же нельзя не отметить Новороссийский порт, где перевалка составила более 140 млн т, и это на (+4,8%). Также прирост в 16% зафиксирован по порту Ростов-на-Дону. А по порту Азов положительная динамика зафиксирована на уровне 40%.

Однако это не значит, что все гавани сработали в плюс. Так, на 11,3% просел порт Кавказ, объемы перевалки порта Севастополь упали на 21,2%, а Керчи – на 19,4%.

Далеко не все порты Балтийского бассейна радуют положительной динамикой. И если Большой порт Санкт-Петербург улучшил показатели 11 месяцев прошлого года на 11,4%, то, к примеру, порт Усть-Луга вместо прошлогодних 94 млн т перевалил 90 млн т и снизил показатели на 3,9%.

Собственно, если высчитать общий показатель по бассейну, то он также не в плюсе. Всего в этом году было перевалено более 224 млн т, в то время как в прошлом году было перевалено 225 млн т, в результате, хоть и не большое, но сокращение на 0,5%.

В принципе сегодня предполагается, что общие объемы перевалки грузов через российские порты сохранят положительную динамику. Напомним, что 11 месяцев текущего года она составила 746 млн т. А грузооборот российских морских портов по итогам 2017-го вырос по сравнению с показателем предыдущего года на 9% и достиг 786,97 млн т.
Изначально прогнозы на 2018 год делались исходя из расчета плюс 5% к 2017-му. В Министерстве транспорта предположили, что скачок может быть после 2020–2021 гг., когда будут вводиться новые мощности. Напомним, что к 2020 же году Минпромторг России ожидает роста грузооборота портов РФ до 884 млн т. Интересно, что в дальнейшей перспективе основу грузопотоков продолжит составлять продукция топливно-энергетического комплекса: сырая нефть, нефтепродукты, уголь и сжиженный газ. Данные номенклатурные позиции составляют порядка 80% в структуре прироста объемов перевалки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Страхование без страха

Страхование без страха
Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК) была создана еще в 1930 году и является сегодня одним из старейших морских арбитражей не только в нашей стране, но и в мире. О практике разрешения споров, ведущихся в МАК, рассказал главный эксперт центра арбитража и посредничества, ответственный секретарь комиссии, к. ю. н. Дмитрий Давыденко.
РЖД-Партнер

Перспективная протяженность шлюзованных водных путей на территории России может достигнуть 1 млн км

Перспективная протяженность шлюзованных водных путей на территории России может достигнуть 1 млн км
В перспективе суммарная протяженность шлюзованных водных путей на территории России будет составлять 1 млн км, заявил заместитель руководителя Рабочей группы при Минприроды по эффективному использованию и развитию водных ресурсов и прибрежных территорий РФ Станислав Корякин на международном форуме и выставке Riverport Expo 2018.
РЖД-Партнер

Минпромторг обновляет требования по локализации производства судов в РФ

Минпромторг обновляет требования по локализации производства судов в РФ
Минпромторг прорабатывает новую версию требований по локализации производства судов в России, сообщает газета «Коммерсант».

  1. Правительство до конца января оценит целесообразность долгосрочных грузовых ж/д тарифов после 2025 года. Возможна ли в нынешней нестабильной ситуации разработка подобных тарифов или расчеты в конечном итоге все равно придется пересматривать?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions