+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.12.2017 12:44:16
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – ноябрь 2017 г.)

Статистика за 11 месяцев 2017 года весьма положительна: контейнерооборот российских морских портов уже вырос на 15,6%, а грузооборот – на 9%. Таким образом, показатели этого года уже превзошли результаты прошлого. По итогам 2016 года контейнерооборот был выше уровня 2015-го на 1,4%, а грузооборот – на 6,7%.
Контейнерный прирост

Контейнерооборот российских морских портов за 11 месяцев вырос на 15,6%.

Согласно статистике Ассоциации морских торговых портов, российские морские порты в январе – ноябре 2017 года обработали 34,2 млн TEU, что на 15,6% выше, чем за аналогичный период 2016-го. Из них 3,2 млн TEU – груженые, а 397,5 тыс. TEU – рефрижераторные.

Наибольшую положительную динамику демонстрирует транзитный грузопоток – рост на 22,9%, до 60,5 тыс. TEU. Однако его доля составляет 1,4% от всего контейнеропотока. Объем экспорта по итогам 11 месяцев текущего года составил 1,75 млн TEU (+17,3%), а импорта – 1,77 млн TEU (+17,2%). Каботаж по-прежнему остается на высоком уровне – 0,6 млн TEU, что на 6,5% выше уровня прошлого года. Наибольшую положительную динамику демонстрируют порты Дальневосточного бассейна. За 11 месяцев текущего года ими было перевалено 1,4 млн TEU, что на 24,6% выше уровня прошлого года. При этом объем перевалки импорта вырос на 40,4%, до 415,4 тыс. TEU, экспорта – до 403,1 тыс. TEU (+33,4%). Объем транзитных грузов увеличился на 20,9%, до 59,2 тыс. TEU, а каботаж – на 8,3%, до 474,8 тыс. TEU. Наиболее высокую динамику роста контейнерооборота демонстрируют порты Холмск (36,5% к уровню 2016 г.), Владивосток (32,5%) и Восточный (21,6%). Порты Азово-Черноморского бассейна обработали 0,7 млн TEU контейнеров. Стивидоры региона на 18,8% улучшили показатели своей работы, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Объем импорта вырос на 19,6%, до 320,3 тыс. TEU, а экспорта – на 18,3%, до 331,5 тыс. TEU. Объем транзита увеличился более чем в 4 раза, до 1,4 тыс. TEU, а перевалка каботажа составила 12,8 (рост 3,7%). Среди стивидоров региона наиболее высокие темпы роста демонстрируют такие компании, как севастопольский филиал ЧАО «Стивидорная компания «Авлита» – рост в 2,3 раза, ООО «НУТЭП» – 28,2%, ООО «Судоходная компания «Голубая волна» – 25,9%, ПАО «НМТП» – 25,5%.

Несмотря на то, что порты Дальневосточного и Азово-Черноморского бассейнов – основные конкуренты – демонстрируют наибольшую динамику перевалки контейнеров, самый большой объем контейнеров по-прежнему перерабатывается на Северо-Западе – 2,4 млн TEU (+10,8% к уровню 2016 г.), или 70% от всего контейнерооборота морских российских портов. Только порты Арктического бассейна уже второй месяц демонстрируют отрицательную динамику. По итогам 11 месяцев 2017 года здесь переработали на 2,9% меньше, чем за аналогичный период прошло года (136 тыс. TEU). Про них можно сказать, что они специализируются на каботаже. На долю каботажных перевозок приходится 97% всего контейнеропотока. При этом объем этих перевозок чуть увеличился с начала года в сравнении с аналогичным периодом 2016-го (+0,8%), а вот экспорт и импорт – сократились в 3 и 2 раза соответственно. Но так как их доля в структуре контейнерооборота весьма незначительна (3% приходится на экспорт и импорт), то на общей статистике это сказалось не так сильно.

Российские порты Каспийского бассейна увеличили с начала года объем перевалки контейнеров на 2,8%. Хотя стоит отметить, что, по сути, в этом регионе контейнерами успешно занимаются две компании. Так, ПАО «Астраханский порт» за исследуемый период переработала 866 TEU (+60,7% к уровню прошлого года), а ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» – 343 TEU (+8,6%). Другие стивидоры демонстрируют отрицательную динамику.

Грузы выбирают водный транспорт

Согласно статистике АСОП, российские морские порты в январе – ноябре 2017 года обработали 716,8 млн т грузов, что на 9% больше, чем за аналогичный период 2016-го. Из них 339,3 млн т – сухогрузы, объем перевалки которых вырос на 10,6%, а 377,4 млн т – наливные грузы (+7,5%). По-прежнему наибольшую долю составляют наливные грузы. Наибольший рост демонстрирует перевалка сырой нефти – до 232 млн т (+11,8% к уровню 2016 г.), а также сжиженного газа числе сырой нефти – до 13 млн т (+6,4%). Объем переработки нефтепродуктов остается стабильным – до 128,1 млн т (+0,3%).

Что касается внешнеторговых грузов, то можно отметить, что наибольшими темпами растут импорт и транзит грузов (+13,6%, до 32,7 млн т, и +14,4%, до 52,8 млн т соответственно). Экспортных грузов перегружено 552,2 млн т (+6,7%), а каботажных – 78,8 млн т (+20,6%). Если говорить о бассейнах, то наиболее высокую положительную динамику результатов демонстрируют порты Арктики (+50,6%), а отрицательную – Каспия (-35,4 %). В течение всего 2017 года объем перевалки грузов в российских морских портах Арктического бассейна постоянно увеличивался и по итогам 11 месяцев текущего года составил 67,2 млн т. Объем перевалки наливных грузов увеличился практически в 2 раза, с 20,4 до 40,5 млн т (+98,5% к уровню 2016 г.). Сухих грузов стало перерабатываться на 9,6% больше, чем в январе – ноябре 2016 года (до 24,2 млн т).

По объему перевалки грузов лидерские позиции удерживают гавани Азово-Черноморского бассейна – 244,9 млн т, что на 9,9% больше, чем за 11 месяцев 2016 года. При этом увеличилась как перевалка сухогрузов – до 107,3 млн т (+11% к уровню 2016 г.), так и наливных – до 137,5 млн т (+9,1%). Традиционно увеличили объем перевалки грузов операторы морских терминалов портов Новороссийск – до 133,9 млн т (+11,8%), Туапсе – до 24,2 млн т (+5,8 %), Кавказ – до 32,5 млн т (+5,8%), Тамань – до 13,7 млн т (+14,3%), Ростов-на-Дону – до 13,3 млн т (+11,4%).

Порты Балтийского и Дальневосточного бассейнов также показывают положительную динамику: 225,56 млн т (+4,7%) и 175,57 млн т (+3,6%) соответственно. На Северо-Западе положительной динамики удалось достичь за счет перевалки леса, угля и рыбы. Объем прошедших через российские морские порты Балтики наливных грузов снизился на 2,7% по сравнению с январем – ноябрем прошлого года, но по-прежнему составляет основную долю грузопотока – 130,3 млн т. Больший объем грузов перерабатывается в портах Усть-Луга (через него за 11 месяцев прошло 93,9 млн т, что на 10,4 % выше уровня 2016 г.), Приморск (53,1 млн т, снизившись на 9,9%) и Большой порт Санкт-Петербург (48,6 млн т, увеличившись на 10,6%).

В морских портах Дальневосточного бассейна наиболее высокие темпы роста демонстрируют стивидоры порта Владивосток – рост к уровню 2016 года составил 18,2%, до 15,5 млн т. Эксперты связывают рост показателей с повышенным интересом и поддержкой со стороны государства данной гавани. В частности, для Дальнего Востока разработаны и внедрены такие инструменты повышения инвестиционного климата, как территории опережающего развития и свободный порт Владивосток. Основную долю переваливаемых здесь грузов составляют сухогрузы – 85%. Объем их перевалки по итогам 11 месяцев 2017 года вырос на 27,5%, до 13,1 млн т. При этом объем переработки наливных грузов снизился на 15,4%, до 2,4 млн т. Однако больший грузопоток сосредоточен в таких гаванях, как порт Восточный – 63,4 млн т (+1,3%), Ванино – 26,6 млн т (-3,3%), Находка – 22,1 млн т (+4%).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions