+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.12.2017 12:44:16
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – ноябрь 2017 г.)

Статистика за 11 месяцев 2017 года весьма положительна: контейнерооборот российских морских портов уже вырос на 15,6%, а грузооборот – на 9%. Таким образом, показатели этого года уже превзошли результаты прошлого. По итогам 2016 года контейнерооборот был выше уровня 2015-го на 1,4%, а грузооборот – на 6,7%.
Контейнерный прирост

Контейнерооборот российских морских портов за 11 месяцев вырос на 15,6%.

Согласно статистике Ассоциации морских торговых портов, российские морские порты в январе – ноябре 2017 года обработали 34,2 млн TEU, что на 15,6% выше, чем за аналогичный период 2016-го. Из них 3,2 млн TEU – груженые, а 397,5 тыс. TEU – рефрижераторные.

Наибольшую положительную динамику демонстрирует транзитный грузопоток – рост на 22,9%, до 60,5 тыс. TEU. Однако его доля составляет 1,4% от всего контейнеропотока. Объем экспорта по итогам 11 месяцев текущего года составил 1,75 млн TEU (+17,3%), а импорта – 1,77 млн TEU (+17,2%). Каботаж по-прежнему остается на высоком уровне – 0,6 млн TEU, что на 6,5% выше уровня прошлого года. Наибольшую положительную динамику демонстрируют порты Дальневосточного бассейна. За 11 месяцев текущего года ими было перевалено 1,4 млн TEU, что на 24,6% выше уровня прошлого года. При этом объем перевалки импорта вырос на 40,4%, до 415,4 тыс. TEU, экспорта – до 403,1 тыс. TEU (+33,4%). Объем транзитных грузов увеличился на 20,9%, до 59,2 тыс. TEU, а каботаж – на 8,3%, до 474,8 тыс. TEU. Наиболее высокую динамику роста контейнерооборота демонстрируют порты Холмск (36,5% к уровню 2016 г.), Владивосток (32,5%) и Восточный (21,6%). Порты Азово-Черноморского бассейна обработали 0,7 млн TEU контейнеров. Стивидоры региона на 18,8% улучшили показатели своей работы, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Объем импорта вырос на 19,6%, до 320,3 тыс. TEU, а экспорта – на 18,3%, до 331,5 тыс. TEU. Объем транзита увеличился более чем в 4 раза, до 1,4 тыс. TEU, а перевалка каботажа составила 12,8 (рост 3,7%). Среди стивидоров региона наиболее высокие темпы роста демонстрируют такие компании, как севастопольский филиал ЧАО «Стивидорная компания «Авлита» – рост в 2,3 раза, ООО «НУТЭП» – 28,2%, ООО «Судоходная компания «Голубая волна» – 25,9%, ПАО «НМТП» – 25,5%.

Несмотря на то, что порты Дальневосточного и Азово-Черноморского бассейнов – основные конкуренты – демонстрируют наибольшую динамику перевалки контейнеров, самый большой объем контейнеров по-прежнему перерабатывается на Северо-Западе – 2,4 млн TEU (+10,8% к уровню 2016 г.), или 70% от всего контейнерооборота морских российских портов. Только порты Арктического бассейна уже второй месяц демонстрируют отрицательную динамику. По итогам 11 месяцев 2017 года здесь переработали на 2,9% меньше, чем за аналогичный период прошло года (136 тыс. TEU). Про них можно сказать, что они специализируются на каботаже. На долю каботажных перевозок приходится 97% всего контейнеропотока. При этом объем этих перевозок чуть увеличился с начала года в сравнении с аналогичным периодом 2016-го (+0,8%), а вот экспорт и импорт – сократились в 3 и 2 раза соответственно. Но так как их доля в структуре контейнерооборота весьма незначительна (3% приходится на экспорт и импорт), то на общей статистике это сказалось не так сильно.

Российские порты Каспийского бассейна увеличили с начала года объем перевалки контейнеров на 2,8%. Хотя стоит отметить, что, по сути, в этом регионе контейнерами успешно занимаются две компании. Так, ПАО «Астраханский порт» за исследуемый период переработала 866 TEU (+60,7% к уровню прошлого года), а ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» – 343 TEU (+8,6%). Другие стивидоры демонстрируют отрицательную динамику.

Грузы выбирают водный транспорт

Согласно статистике АСОП, российские морские порты в январе – ноябре 2017 года обработали 716,8 млн т грузов, что на 9% больше, чем за аналогичный период 2016-го. Из них 339,3 млн т – сухогрузы, объем перевалки которых вырос на 10,6%, а 377,4 млн т – наливные грузы (+7,5%). По-прежнему наибольшую долю составляют наливные грузы. Наибольший рост демонстрирует перевалка сырой нефти – до 232 млн т (+11,8% к уровню 2016 г.), а также сжиженного газа числе сырой нефти – до 13 млн т (+6,4%). Объем переработки нефтепродуктов остается стабильным – до 128,1 млн т (+0,3%).

Что касается внешнеторговых грузов, то можно отметить, что наибольшими темпами растут импорт и транзит грузов (+13,6%, до 32,7 млн т, и +14,4%, до 52,8 млн т соответственно). Экспортных грузов перегружено 552,2 млн т (+6,7%), а каботажных – 78,8 млн т (+20,6%). Если говорить о бассейнах, то наиболее высокую положительную динамику результатов демонстрируют порты Арктики (+50,6%), а отрицательную – Каспия (-35,4 %). В течение всего 2017 года объем перевалки грузов в российских морских портах Арктического бассейна постоянно увеличивался и по итогам 11 месяцев текущего года составил 67,2 млн т. Объем перевалки наливных грузов увеличился практически в 2 раза, с 20,4 до 40,5 млн т (+98,5% к уровню 2016 г.). Сухих грузов стало перерабатываться на 9,6% больше, чем в январе – ноябре 2016 года (до 24,2 млн т).

По объему перевалки грузов лидерские позиции удерживают гавани Азово-Черноморского бассейна – 244,9 млн т, что на 9,9% больше, чем за 11 месяцев 2016 года. При этом увеличилась как перевалка сухогрузов – до 107,3 млн т (+11% к уровню 2016 г.), так и наливных – до 137,5 млн т (+9,1%). Традиционно увеличили объем перевалки грузов операторы морских терминалов портов Новороссийск – до 133,9 млн т (+11,8%), Туапсе – до 24,2 млн т (+5,8 %), Кавказ – до 32,5 млн т (+5,8%), Тамань – до 13,7 млн т (+14,3%), Ростов-на-Дону – до 13,3 млн т (+11,4%).

Порты Балтийского и Дальневосточного бассейнов также показывают положительную динамику: 225,56 млн т (+4,7%) и 175,57 млн т (+3,6%) соответственно. На Северо-Западе положительной динамики удалось достичь за счет перевалки леса, угля и рыбы. Объем прошедших через российские морские порты Балтики наливных грузов снизился на 2,7% по сравнению с январем – ноябрем прошлого года, но по-прежнему составляет основную долю грузопотока – 130,3 млн т. Больший объем грузов перерабатывается в портах Усть-Луга (через него за 11 месяцев прошло 93,9 млн т, что на 10,4 % выше уровня 2016 г.), Приморск (53,1 млн т, снизившись на 9,9%) и Большой порт Санкт-Петербург (48,6 млн т, увеличившись на 10,6%).

В морских портах Дальневосточного бассейна наиболее высокие темпы роста демонстрируют стивидоры порта Владивосток – рост к уровню 2016 года составил 18,2%, до 15,5 млн т. Эксперты связывают рост показателей с повышенным интересом и поддержкой со стороны государства данной гавани. В частности, для Дальнего Востока разработаны и внедрены такие инструменты повышения инвестиционного климата, как территории опережающего развития и свободный порт Владивосток. Основную долю переваливаемых здесь грузов составляют сухогрузы – 85%. Объем их перевалки по итогам 11 месяцев 2017 года вырос на 27,5%, до 13,1 млн т. При этом объем переработки наливных грузов снизился на 15,4%, до 2,4 млн т. Однако больший грузопоток сосредоточен в таких гаванях, как порт Восточный – 63,4 млн т (+1,3%), Ванино – 26,6 млн т (-3,3%), Находка – 22,1 млн т (+4%).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions