+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.12.2016 10:21:10
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – ноябрь 2016 г.)

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев 2016 года увеличился на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 657,7 млн т, сообщает Ассоциация морских торговых портов РФ. И второй месяц подряд растет контейнерооборот портов России. Так, по итогам января-ноября 2016 года он составил 3,63 млн TEU, что превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 1%. Вопреки негативным экономическим прогнозам появляется надежда, что международный товарооборот потихоньку восстанавливается.
Грузы и порты

Объем перевалки сухогрузов за январь-ноябрь 2016 года составил 306,7 млн т, что на 7,9% выше уровня за аналогичный период 2015-го. Наибольшую положительную динамику продемонстрировала уголь, перевалка которого составила 124,6 млн т (+11,1%), грузы в контейнерах – 38,9 млн т (+6,6%), зерно – 32,2 млн т (+4,6%), черные металлы – 26 млн т (+6,7%), грузы на паромах – 20,8 млн т (+4,7%), минеральные удобрения – 14,6 млн т (+0,4%), руда – 7,9 млн т (+27,3%), лесные грузы – 5 млн т (+2,9%), накатные грузы – 4,1 млн т (рост в 1,8 раза), в то же время перевалка металлолома снизилась до 3,7 млн т (-1,9%). Объем перевалки наливных грузов увеличился до 351 млн т (+5,2%), во многом за счет переработки сырой нефти – до 207,5 млн т (+12,2%) и сжиженного газа – до 12,3 млн т (+5%). Однако перевалка нефтепродуктов упала до 127,8 млн т, что ниже уровня прошлого года на 4,4%. По мнению генерального директора лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрия Зотова, на рынке морского транспорта в последний месяц произошло оживление во многом из-за начала отопительного сезона, которое повлекло за собой увеличение объемов перевалки угля. Хотя в портах Северо-Запада драйвером роста стали нефтеналивные грузы – достигнут исторический максимум 25,7 млн т.
Динамика обработки внешнеторговых грузов продолжает демонстрировать разнонаправленные тенденции. Экспортных грузов перегружено 517,4 (+5,3%), а импортных грузов – 28,8 млн т (-5,5%). Однако растут каботажный и транзитный грузопотоки – 46,1 млн т (+5,0%) и65,4 млн т (+25,6%) соответственно. Согласно прогнозу заместителя руководителя Росморречфлота Виктора Вовка, совокупный грузооборот морских портов России по итогам 2016 г. может увеличиться на 5,8%.
Если более детально рассмотреть результаты 11 месяцев, то можно отметить, что стивидоры всех бассейнов, кроме Каспийского демонстрируют положительную динамику. Так, операторы морских терминалов Арктического бассейна, перегрузили 44,6 млн т грузов, что на 37,4% больше грузооборота аналогичного периода 2015 года. Положительной динамики удалось достичь за счет роста двукратного роста переработки наливных грузов – до 20,4 млн т (в 2,1 раза). Однако динамика переработки сухих грузов также положительная. За указанный период порты Арктики переработали до 24,2 млн т, что на 6,1% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Более того, по итогам года грузооборот портов Арктического бассейна может составить 47 млн т, считает В. Вовк. «За счет развития портовых объектов и строительства новых терминалов уже в будущем году грузооборот портов значительно увеличится», - полагает он. По его словам, в прошлом году объем переработанных грузов в самых холодных портах России составил 35 млн т. Отметим, что за последние 10 лет наиболее высокий показатель был достигнут в 2009 году, когда портами Арктики было переработано 53 млн т.
На Дальнем Востоке грузооборот морских портов России за 11 месяцев 2016 года увеличился на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 657,7 млн т. Положительной динамики удалось достичь за счет роста переработки сухогрузов на 13,3% до 101,6 млн т. однако перевалка наливных грузов также в плюсе: рост составил 2,2% до 67,8 млн т. Доля портов Дальнего Востока в общем российском грузообороте морских портов составляет по состоянию на ноябрь 22016 года составляет 26%.
Объем перевалки портах Балтийского бассейна за 11 месяцев 2016 года составил 215,5 млн т. в то время как гавани Азово-Черноморского бассейна переработали 222,7 млн т. При этом динамика роста показателей Южных портов выше Северо-Западных: увеличение показателей составило 4,9% и 2,2% соответственно.
Рост перевалки сухогрузов до 81,4 млн т (+1,8%), наливных грузов - до 134,1 млн т (+2,5%) зафиксирован в портах Балтийского бассейна. Перевалка сухогрузов на Юге увеличилась до 96,7 млн т (+8,5%), наливных – до 126,0 млн т (+2,2%).
Руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрий Суховерша считает, что, если говорить о российских морских портах, то конкуренция ведется за генеральные грузы, прежде всего, между гаванями одного бассейна. «Например, между портом Санкт-Петербург и портом Усть-Луга или между портом Владивосток и портом Восточный. Что касается таких грузов, как нефть и нефтепродукты, уголь, зерно, лес, то у каждого своя специфика, которая, как правило, заключается в тарифной политике терминалов, специализирующихся на конкретном виде груза», - полагает Д. Суховерша.
Доля портов Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов в общем российском грузообороте морских портов составляет по состоянию на ноябрь 2016 года 33% и 34% соответственно.
По мнению заместителя генерального директора по морским перевозкам AsstrA AG Сергея Притыкина, основные грузопотоки сегодня приходятся на три порта: Санкт-Петербург, Новороссийский и Владивосток. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки. «Например, Новороссийск удобен для клиентов из южных регионов РФ и территориально близок для импортеров из Турции, Греции, Израиля и Северной Африки. Порт Владивосток имеет короткое плечо доставки грузов из Сибири и Дальнего Востока, а также отличается развитой сетью контейнерных поездов в его направлении, идущих в восточные регионы России и в Москву. Также этот регион предлагает привлекательные для многих участников ВЭД условия таможенного оформления. Учет всех этих факторов позволяет операторам экономить транзитное время», – пояснил он.

Контейнерные надежды

Наибольшие темпы роста переработки контейнеров демонстрируют компании, работающие в портах Арктического бассейна. Контейнерооборот здесь в январе-ноябре 2016 года увеличился на 11,8% до 140,1 тыс. TEU. Отметим, что динамика роста контейнерооборота бассейна на протяжении года постоянно увеличивается: в первом квартале текущего года он составлял 9,8%, в первом полугодии – 3,3%, в январе-октябре – 10,8%.
На 3,4% за 11 месяцев увеличился контейнерооборот портов Азово-Черноморского бассейна РФ и составил 560,7 тыс. TEU. Положительная динамика прослеживается с сентября 2016 года, когда произошло увеличение контейнерооборота на 1,7%. По итогам 10 месяцев увеличение составило 1,9%.
Темпы роста контейнерооборота портов Балтийского бассейна остаются стабильными с января-августа текущего года на уровне 1,3% - 1,6%. В предыдущие периоды рост контейнерооборота варьировался в пределах 1,9% - 3,2% к аналогичному показателю прошлого года. За 11 месяцев 2016-го в портах Северо-Запада обработано 1,8 млн TEU, что на 1,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
На положительный контейнерооборот пока не вышли только порты Дальневосточного бассейна. За 11 месяцев текущего года в них переработано 1,1 млн TEU, что на 2,5% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Однако с начала 2016 года темпы падения контейнерооборота и здесь сокращаются. Если еще в январе спад контейнерооборота составлял 28,3%, то уже в первом квартале – 19,4%, а в первом полугодии – 11,4%, в январе-октябре – 3,7%.
В целом же контейнерооборот российских морских портов по итогам января-ноября 2016 года вырос на 1% - до 3,6 млн TEU. Согласно статистике, темпы роста контейнерооборота увеличиваются. В январе-октябре впервые за долгий период спада был отмечен незначительный рост – 0,2%.
Рост перевалки каботажных контейнеров за отчетный период составил 8,1% с 538,94 до 582,45 тыс. TEU (перевалка груженых выросла на 9,7%, порожних - на 5,5%). Импортных контейнеров в январе-ноябре текущего года перевалено на 1,6% больше - 1,52 млн TEU.
Транзит упал относительно января-ноября прошлого года на 29,1%, до 45,17 тыс. TEU (перевалка порожних контейнеров сократилась на 93,2%, груженых - на 3,9%). Перевалка экспортных контейнеров сократилась на 0,9%, до 1,49 млн TEU (порожних контейнеров перевалено на 19,3% меньше).
Доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составила 51%, Дальневосточного – 30%, Азово-Черноморского – 15% совокупного контейнерооборота РФ.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions