RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
15.06.2016 14:50:41
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – май 2016 г.)

Сложная экономическая ситуация, санкции и на этом фоне – сокращение инвестиций не позволили российским портам в прошлом году значительно нарастить перевалку грузов. Однако уже за первые месяцы 2016-го негативный тренд, несмотря на сохранение отягчающих обстоятельств, удалось переломить и по результатам января – мая превысить прошлогодние показатели на 5,9%.

Рост за счет сухогрузов
В течение 5 месяцев 2016-го грузооборот морских портов России постепенно увеличивался. Если за первый месяц года он уменьшился на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го и составил 52,9 млн т, то уже по итогам I квартала рост составил 4,6% (до 167,3 млн т). В январе – мае было перевалено 286,3 млн т, что на 5,9% превышает цифру аналогичного периода 2015 года. Об этом сообщает пресс-служба Ассоциации морских торговых портов (АСОП).
Объем перевалки сухогрузов составил 129,4 млн т (+11,6%). При этом показатель вырос по всем видам грузов, кроме металлолома, который снизился до 1,7 млн т (-2,1%).
Переработка наливных грузов увеличилась до 156,9 млн т (+1,5%) во многом за счет сырой нефти – до 93,2 млн т (+9,1%). В то же время снизилась перевалка нефтепродуктов (-8,6%, до 56,6 млн т) и сжиженного газа (-2,3%, до 5,6 млн т).
За указанный период в морских портах России было перегружено 231,4 млн т экспортных грузов (+5,9%), импортных – 12,8 млн т (-4,5%), транзитных – 20,5 млн т (+1,9%), каботажных – 21,6 млн т (+16,9%).

Звездные порты 
Порт Севастополь за 5 месяцев 2016-го увеличил грузооборот в 2 раза. С января по май через гавань прошло 580 тыс. т грузов. Это на 114,6% выше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает пресс-служба Ассоциации морских торговых портов. Нарастить объем перевалки стивидорам гавани удалось за счет переработки сухих грузов (+83%). Отметим, что наливные грузы начали обрабатываться только в этом году, за 5 месяцев через порт прошло 126,7 тыс. т. 
Порт Зарубино увеличил грузооборот за 5 месяцев 2016-го практически в 3 раза. За январь – май единственному стивидору компании «Морской порт в бухте Троицы» удалось увеличить объем перевалки грузов на 195,9%. Конечно, по сравнению с другими гаванями бассейна объем перевалки этого незамерзающего порта на юге Дальнего Востока, на стыке границ РФ, Китая и КНДР, небольшой (19,7 тыс. т), однако темпы роста самые внушительные. Основные номенклатуры – рыба, автомобили и комплектующие, а также грузы в контейнерах. 
Порт Мурманск – безоговорочный лидер по объемам перевалки среди северных гаваней. И именно он показывает наиболее яркую динамику. По итогам 5 месяцев 2016-го в МТП было перевалено 11,6 млн т грузов. Это на 32,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В целом операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 17,5 млн т грузов, что на 23,4% больше грузооборота аналогичного периода 2015 года. Увеличился объем перевалки сухогрузов (+11,6%, до 10,6 млн т) и наливных грузов (+47,1%, до 6,9 млн т).

Южные порты дышат в спину северо-западным
По итогам 5 месяцев 2016 года объемы переваливаемых грузов в портах Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов практически сравнялись. В результате на долю южных портов приходится 33% от общего объема грузов в морских бассейнах России, а на порты Северо-Запада – 34%.
В гаванях Балтийского бассейна, по данным Ассоциации морских торговых портов, было переработано 97,4 млн т, что на 2,3% выше аналогичного периода прошлого года. При этом объем сухогрузов увеличился до 35,9 млн т (+1,4%), а наливных грузов – до 61,5 млн т (+2,8%). По итогам 5 месяцев грузооборот портов Балтийского бассейна вырос на 2,3%. Стал больше объем перевалки грузов в портах Усть-Луга (+4,4%, до 37,7 млн т) и Приморск (+11,9%, до 27,4 млн т). Снизили грузооборот Большой порт Санкт-Петербург (-8,1%, до 20 млн т), в основном за счет снижения объемов перевалки нефтепродуктов (-37%), и Калининград (-2,7%, до 5,2 млн т). Если раньше грузооборот рос за счет экспорта нефти и угля, то с начала 2016-го набирает обороты вывоз минеральных удобрений и зерна, эти товары демонстрируют самый высокий прирост к предыдущему году. 
Аналитики не сомневаются, что экспорт зерна будет нарастать. Благодаря большим субсидиям государства в сельское хозяйство фермеры собирают рекордные урожаи пшеницы, а слабый рубль способствует сельскохозяйственному экспорту. За 2015 год Россия вывезла за границу зерновых на $20 млрд, обогнав США и Канаду. А в этом году может нарастить объемы на 20%.
Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна, где переваливается больше всего зерна, по итогам 5 месяцев составил 94,1 млн т, показав рост на 5,1%. Положительной динамики удалось достичь за счет наращивания объемов перевалки сухогрузов (+19,8%, до 38,2 млн т). В то же время количество обрабатываемых в портах наливных грузов снизилось (-3,1%, до 55,9 млн т).
По словам отраслевых аналитиков, на объем и структуру переваливаемых в портах грузов повлияло сокращение потребительской активности и девальвация рубля. Однако по итогам 5 месяцев 2016-го можно отметить, что импорт перестал падать, он остается на уровне прошлого года, в то время как экспорт продолжает расти. Что касается номенклатуры, то большая часть товарооборота приходится на такие страны, как Китай, Нидерланды и Германия. Из них в Россию привозят продукцию машиностроения, бытовые приборы и прочее, отправляют в основном сырье – топливо, металлы и минеральные удобрения.

Контейнерный переполох
Контейнерооборот портов России в январе – мае 2016 года сократился на 2,6% (до 1,62 млн TEU). По итогам 5 месяцев перевалка транзитных контейнеров снизилась на 56,7% (до 15,87 тыс. TEU). При этом темпы ее падения в портах планомерно замедляются с начала года. Так, в январе 2016-го отмечалось снижение на 10,3%, в январе – апреле – на 4,3%. 
В свою очередь, за январь – май порты России перевалили на 56,7% меньше транзитных контейнеров, чем в январе – мае 2015-го (15,87 тыс. TEU против 36,62 тыс. TEU). Каботаж составил 224,64 тыс. TEU, что на 0,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Экспорт – 688,73 тыс. TEU (-4,5%). Переработка импортных контейнеров в портах РФ в январе – мае выросла до 686,82 тыс. TEU (+1,9%). 
В АСОП также сообщают, что порты Арктического бассейна в январе – мае нарастили перевалку контейнеров на 5,3% (до 55,71 тыс. TEU), Балтийского бассейна – на 2,8% (до 839,35 тыс. TEU), Азово-Черноморского – на 3,2% (до 288,7 тыс. TEU). Контейнерооборот в гаванях Дальневосточного бассейна, напротив, сократился на 15,1% (до 431,33 тыс. TEU), Каспийского – на 20,3% (до 0,97 тыс. TEU). Доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составила 51,9%, Дальневосточного – 26,7% совокупного контейнерооборота РФ.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (I квартал 2016 г.)

Обзор грузооборота морских портов России (I квартал 2016 г.)
Несмотря на то, что 2015 год для портовых компаний выдался нелегким, за первые 3 месяца текущего года операторы портов всех бассейнов, кроме Каспийского, продемонстрировали положительный результат. Можно ли говорить о том, что рынок оживает?
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – июнь 2016 г.)

Обзор грузооборота морских портов России (январь – июнь 2016 г.)
Темпы роста грузооборота портов РФ в текущем году с каждым месяцем увеличиваются. А падение их контейнерооборота по итогам I полугодия замедлились до 1,3%. Но можно ли уже говорить о том, что кризис позади, и можно ли назвать это успехом?
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – июль 2016 г.)

Обзор грузооборота морских портов России (январь – июль 2016 г.)
Грузооборот морских портов России показывает стабильные результаты. Если в I полугодии 2016-го грузооборот морских портов России вырос на 6% , то по итогам семи месяцев – увеличился на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 406,2 млн т.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. В правительство РФ поступило предложение от операторов выработать схему транспортного баланса на рынке нефти и нефтепродуктов на среднесрочную перспективу. Позволит ли это скорректировать инвестиции в железнодорожную инфраструктуру для обеспечения перевозок данной номенклатуры?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions