+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.04.2018 14:44:36
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – март 2018 г.)

По данным пресс-службы «Росморпорта», в 2017 году российские порты вышли на рекордную за последнюю 10 лет загрузку – 1,025 млрд т. Это объясняется расширением мощностей портов Мурманск и Восточный, а также открытием новых терминалов по отгрузке сжиженного природного газа на севере страны. Текущий год начался успешно. Прогнозируется, что к концу 2018 года загрузка портов должна вырасти до 1,048 млрд т. Кроме того, по программе правительства, до 2020 года новые порты появятся в Тамани, Балтийском, Белом и Баренцевом морях.
Рост продолжается

По данным Ассоциации морских торговых портов РФ (АСОП), перевалка грузов в морских портах РФ за период с января по март 2018 года увеличилась на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В итоге этот показатель составил 189,6 млн т. В то время как объем перевалки сухих грузов растет – на 9,8% по отношению к аналогичному периоду 2017-го, переработка наливных грузов в портах России снижается на 1,6%. Однако большая доля приходится все также на наливные грузы: 88,1 млн т против 101,5 млн т.

С начала года контейнерооборот портов РФ вырос на 12,6% до 1,2 млн TEU, что превышает показатель I квартала 2017 года на 12,6%. Перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 527,2 тыс. TEU, что выше уровня прошлого года на 14,6%. Экспортных контейнеров перевалено на 12,9% больше, или 501,6 тыс. TEU. Каботаж вырос на 7,9%, до 156,54 тыс. TEU, а транзит сократился на 11,2%, до 13,52 тыс. TEU. Рефрижераторных контейнеров перевалено 137,24 тыс. TEU (+20,3%). Отметим, что наиболее высокую динамику демонстрируют порты Азово-Черноморского бассейна – рост 25,6%, до 227,81 тыс. TEU. Показатели других гаваней растут более умеренными темпами. Так, порты российской Балтики увеличили перевалку контейнеров на 7,8%, до 577,6 тыс. TEU, контейнерооборот портов Дальневосточного бассейна вырос на 14%, до 357,63 тыс. TEU, Арктического – на 6%, до 35,1 тыс. TEU. В свою очередь, порты Каспийского бассейна напротив сократили перевалку контейнеров на 11,8%, до 652 тыс. TEU, хотя прошлый год был в этом регионе успешным.

Проблемы решены?

Наибольшую динамику показателей демонстриуют порты Каспийского бассейна, которые очень долго находились в аутсайдерах, – на 42,9%. Грузооборот морских портов Каспийского бассейна составил 1,3 млн т. Причем увеличена перевалка как сухих, так и наливных грузов. Последних – в 2,1 раза, до 0,54 млн т. Объем переработки сухогрузов растет более умеренными темпами (+17,2% к уровню 2017 г.) и составил 0,79 млн. Динамика изменилась с начала 2018 года. Рост во многом обусловлен низкой базой прошлого года. По итогам 2017-го грузооборот морских портов Каспийского бассейна России за упал на 34,1% по сравнению с 2016-м и составил 3,9 млн т. В январе 2018-го грузооборот портов Каспия вырос на 45,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 426 тыс. т, а уже в январе – феврале вырос на 58%, до 851,1 тыс. т. Эксперты связывают рост показателей с утвержденной в ноябре 2017 года правительством РФ стратегией развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года и возвращением ряда грузовладельцев в порты Каспия.

Грузооборот морских портов Арктического бассейна составил 19,1 млн т, что выше аналогичных показателей прошлого года на 18,8%. Из них объем перевалки сухих грузов составил 6,7 млн т (+10,8%), наливных грузов – 12,3 млн т (+ 23,6%). Ярче всех работает морской порт Сабетта. Его грузооборот за январь – март увеличился в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составил 3,1 млн т. Объем перевалки сухогрузов составил 19,1 тыс. т (-84,9% по сравнению с январем – мартом 2017 г.), а наливных – 3 млн т (+157,1%). Это говорит о том, что завершено строительство ряда объектов и порт начинает наращивать объемы.

Неожиданный поворот

За I квартал показатели снизили только российские порты Балтийского бассейна – на 4,7% по отношению к аналогичному периоду 2017 года. Грузооборот морских портов составил 58,62 млн т. Из них объем перевалки сухих грузов составил 24,9 млн т, что выше показателей прошлого года на 7,5%, а наливных грузов – 33,7 млн т, что ниже на 12,1%.

Объем перевалки наливных грузов, основной номенклатуры, в морском порту Приморск снизился с начала года по сравнению с аналогичным периодом 2017-го на 26%, до 12,2 млн т. Однако это не единственная гавань в российских водах Балтийского бассейна, которая демонстрирует отрицательные показатели. Порт Высоцк снизил объем переработки грузов на 3,4%, Усть-Луга – на 0,5%. Рост грузооборота демонстрируют порты Калининград (прибавил 13,4%), Выборг (11,6%), Большой порт Санкт-Петербург (9,7%).

Стабильная динамика

Стивидоры Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов продолжают наращивать перевалку, но более умеренными темпами, чем в прошлом году. Они перевалили на 8,7 и на 1,2% больше, чем в 2017-м. Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна в январе – марте 2018-го составил 64,3 млн т. Таким образом, южные порты обошли по грузообороту российские гавани Балтийского бассейна, которые еще буквально 2 года назад были лидерами, на 5,7 млн т. Грузооборот здесь продолжает расти за счет роста переработки сухих грузов. По итогам I квартала 2018-го этот показатель составил 27,6 млн т, что выше уровня прошлого года на 17%. Экспорт зерна и продуктов его переработки из морских портов Краснодарского края за три месяца 2018 года составил 8,3 млн т, что на 48% больше, чем за аналогичный период 2017-го. При этом продолжает расти и количество переваливаемых в южных портах наливных грузов – на 3,3% в сравнении с аналогичным показателем 2017-го, до 36,7 млн т.

Наиболее высокие темпы роста показателей демонстрируют порт Геленджик – в 2,3 раза, Азов – 54,2%, Феодосия – 46,3%, Севастополь – 45,5%, Евпатория – 39,1%, Ейск – 27,7% и Ростов-на Дону – 26,6%.

Что касается Дальнего Востока, то грузооборот здесь с начала текущего года составил 46,3 млн т, что на 1,2% выше, чем в I квартале 2017-го. Сухих грузов за указанный период было перевалено 28,1 млн т, рост по отношению к январю – марту 2017 года – 4,9%. При этом объем наливных грузов снизился на 4,2%, до 18,21 млн т.

Согласно статистике АСОП, по итогам 2017 года грузооборот порта Владивосток составил 17 млн т, что выше показателей прошлого года на 18,2%.

Напомним, что в конце марта правительственная комиссия по транспорту рассмотрела проекты дорожных карт развития до 2020 года (с возможностью продления до 2030 г.) морских портов Балтийского бассейна и Западной Арктики и ближних и дальних железнодорожных и автомобильных подходов к ним, а также развития портов Дальневосточного бассейна и Восточной Арктики и подходов к ним. Согласно материалам правительства РФ, дорожные карты подразумевают рост грузооборота портов Дальневосточного бассейна Восточной Арктики к 2020 году до 251 млн т, рост перевозки грузов железнодорожным транспортом в сообщении с портами указанных бассейнов – до 129 млн т.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions