+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.04.2017 11:28:54
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь-март 2017 г.)

Несмотря на то, что лидерство по грузо- и контейнерообороту удерживают за собой морские порты Балтийского бассейна России, высокую динамику наращивания товаропотока демонстрируют гавани Арктики. А самые высокие темпы роста контейнерооборота и положительную динамику перевалки грузов продолжают демонстрировать порты Дальневосточного бассейна.
Спрос на дальневосточное направление растет

По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна в I квартале 2017 года составил 45,9 млн т, что на 6,4% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них объем перевалки сухих грузов составил 26,9 млн т (+ 9,7%), а наливных грузов – 19 млн т (+2,1%).

Увеличили грузооборот порты Владивосток – до 3,8 млн т (+20,3%), Восточный – до 16,9 млн т (+5,6%), Ванино – до 7,1 млн т (+0,8%), Находка – до 6 млн т (+4,3%), Пригородное – до 4,7 млн т (+15,9%), В тоже время снизили показатель порты Де-Кастри – до 3 млн т (-1,8%) и Посьет – до 2 млн т (-6,2%).

Если говорить об отдельных компаниях, работающих в данном бассейне, то можно выделить ОАО «Далькомхолод», которое нарастило перевалку в 2,2 раза за счет расширения функционала. Так, если еще недавно это был специализированный порт, ориентированный исключительно на перевалку мороженой рыбопродукции, добываемой в российских территориальных водах, и транспортировку ее на внутренний рынок, то сегодня, в результате модернизации территории и причального оборудования, морской терминал ОАО «Далькомхолод» становится универсальным. Кроме того, в среднем в 2 раза увеличили объем переваливаемых грузов АО «Дальмормонтаж», ЗАО «Дальзавод-Терминал», ОАО «Терминал Астафьева», ООО «Восточный лесной порт», ООО «Терминал-Совгавань», ООО «Угольный Морской Порт Шахтерск». Таким образом, можно констатировать, что на Дальнем Востоке России по-прежнему наибольшую динамику демонстрируют генеральные грузы, особенно уголь и лес.

Порты Дальневосточного бассейна за отчетный период нарастили перевалку контейнеров на 29,8%, до 324,19 тыс. TEU. Согласно данным Ассоциации морских торговых портов РФ, наибольшую положительную динамику среди российских портов по итогам I квартала 2017 года продемонстрировали как раз порты Дальневосточного бассейна – Магадан (35,4%), Владивосток (31,3%), Зарубино (21,3%) и Корсаков (21,6%).

Северо-Запад – лидер по объемам грузо- и контейнерооборота

За первые три месяца 2017 года грузооборот портов Балитйского бассейна составил 61,5 млн т, что на 7,9% больше, чем за аналогичный период 2016 года. Во многом положительную динамику обеспечила перевалка сухих грузов. За I квартала в гаванях было переработано 23,2 млн т, что на 14,2% выше, чем за аналогичный период 2016 года. Однако объем наливных грузов, по-прежнему составляющий основу грузооборота, составил 38,3 млн т, что на 4,4% выше уровня прошлого года. Драйвером развития системы морских портов Ленинградской области считается развитие порта Усть-Луга. Другие порты Ленинградской области имеют более узкое назначение. Например, порт Приморск является самым крупным специализированным портом по экспорту нефти и нефтепродуктов в Северо-Западном регионе России. Кроме того, началась в полную силу эксплуатация порта Бронка. В итоге по результатам работы в I квартале 2017 года увеличился объем перевалки грузов в портах: Усть-Луга до 24,4 млн т (+9,1%), Приморск до 16,5 млн т (+6,4%), Большой порт Санкт-Петербург до 12,6 млн т (+5,5%), Высоцк до 4,7 млн т (+19,9%).

Наибольший объем контейнеров по итогам I квартала текущего года среди всех российских гаваней был перевален в Большом порту Санкт-Петербург. За указанный период через него прошло 461 тыс. TEU, что на 5,3% выше уровня прошлого года. При этом вырос как объем экспортных, так и поток импортных грузов в контейнерах. Так за три месяца было перевалено 230 тыс. TEU в направлении зарубежных стран, что на 3,7% выше уровня прошлого года. Импорт составил 231 тыс. TEU, что превышает показатели аналогичного периода прошлого года на 6,8%. Отметим, что в целом доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна самая большая и по итогам трех месяцев 2017 года она составила 50%. На порты Дальневосточного бассейна приходится 30%, на гавани Азово-Черноморского – 16% от совокупного контейнерооборота РФ.

Юг демонстрирует стабильность

Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна за январь-март 2017 года составил 59,1млн т (+6,6%), в том числе перевалка сухогрузов увеличилась до 23,5 млн т (+9,3%), наливных – до 35,6 млн т (+4,9%). Увеличили объем перевалки грузов операторы морских терминалов портов Новороссийск – до 35,3 млн т (+2,2%), Туапсе – до 6,7 млн т (+11,6%), Кавказ – до 4,7 млн т (+13,3%), Тамань – до 3,9 млн т (+31,2%), Керчь – до 2,1 млн т (+28,4%), Ростов-на-Дону - до 2,7 (+16,1) млн т. Отметим, что наибольший объем грузов по итогам I квартала текущего года был перевален в порту Новороссийск. Эта гавань стала в I квартале 2017 года лидиром по грузообороту среди всех российских морских портов. За указанный период через него прошло 35,3 млн т грузов, что на 2,25 выше, чем за аналогичный период 2016 года. При этом наибольшую динамику показали сухогрузы. Их в I квартале 2017 года было перевалено на 6,8% больше, чем за январь-март 2016-го. А вот объем переработки наливных грузов остался на уровне прошлого года – 25,1 млн т (+0,5%). Что касается контейнерооборота, то южные стивидоры также демонстрируют высокие результаты: +9,3% по итогам I квартала текущего года. Более того, лидером по темпам роста стал именно южный порт Азов, увеличивший переработку контейнеров на 38%. В целом же контейнерооборот в портах Азово-Черноморского бассейна составил 181,41 тыс. TEU.

Горячее направление

Грузооборот морских портов Арктического бассейна за исследуемый период составил 15,8 млн т, что в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них объем перевалки сухих грузов составил 5,8 млн т (- 3,1%), наливных грузов – 10,0 млн т (рост в 2,5 раза).

Наибольшую прибавку продемонстрировали стивидоры Мурманского порта – рост в 74% за три месяца текущего года и порт Сабетта – в 4 раза. Причина происходящего, как отмечают представители ПАО «ММТП», в том, что те масштабные арктические проекты, которые или уже реализуются, или их предстоит реализовать в недалеком будущем, являются существенным фактором, влияющим на диверсификацию общего грузооборота порта. Они позволяют расширять клиентскую базу и сохраняют универсальный статус порта. Что касается другого лидера по темпам роста грузооборота, то, по сообщению начальника Уральского таможенного управления Вячеслава Голоскокова, в Ямало-Ненецком автономном округе завершено строительство логистической инфраструктуры проекта создания завода по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ», а также в полную силу заработали два пункта пропуска в портах Сабетта – морской и воздушный, все это позволило уже в начале года значительно нарастить показатели. За I квартал 2017 года в морском порту Сабетта оформлено 17 международных заходов судов по Северному морскому пути. Напомним, 28 марта в морской порт Сабетта впервые в мире прибыл танкер-газовоз ледового класса Christophe de Margerie, заправленный тестовым объемом сжиженного природного газа. Это первый из пятнадцати танкеров-газовозов для проекта «Ямал СПГ». Судно вместимостью 172,6 тыс. куб. м СПГ способно работать при температурах до минус 52 градусов и проходить через льды толщиной до 2,1 м.

Что касается контейнерообота гаваней данного бассейна, то они сократили перевалку контейнеров на 8,4%, до 33,08 тыс. TEU.

В среднем по морю

Отметим, что в целом грузооборот морских портов РФ в январе-марте 2017 года вырос на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 182,8 млн т. Единственный бассейн, который продолжает терять грузы – это Каспийский. Объем перевалки составил 0,91 млн т, что ниже на 51,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Из них объем перевалки сухих грузов составил 0,66 млн т (-29,5%), наливных грузов – 0,26 млн т (- 69,6%). По итогам за I квартала текущего года Северо-Западные порты перерабатывают наибольшую долю грузооборота – 34%, на гавани Азово-Черноморского бассейна приходится 32% и на Дальневосточного – 25%.

Если говорить о контейнерообороте, то в январе-марте 2017 года составил 1,07 млн TEU, что на 11,8% превышает аналогичный показатель 2016 года. При этом перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 458,81 тыс. TEU, что на 12,4% превышает показатель января-марта 2016 года (перевалка груженых выросла на 14,2%, порожних – сократилась на 9,1%). На экспорт было отправлено на 12,3% больше контейнеров, чем за аналогичный период прошлого года. Их объем составил 456,35 тыс. TEU (груженых контейнеров перевалено на 13,6% больше). Каботаж вырос на 11,1%, до 145,42 тыс. TEU. Транзит сократился на 16,2%, до 10,38 тыс. TEU. Напомним, что по итогам 2016 года контейнерооборот портов России составил 3,99 млн TEU: экспорт – 1,64 млн TEU, импорт – 1,67 млн TEU, транзит– - 0,05 млн TEU, каботаж – 0,64 млн TEU.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions