+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.07.2018 11:15:02
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – июнь 2018 года)

За первую половину года грузооборот российских морских торговых портов вырос на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Темпы роста показателей уступают прошлогодней динамике. С чем связано замедление и каких результатов ждать к концу года?
Грузам не хватает мощностей?

По данным Ассоциации морских торговых портов РФ (АСОП), в январе – июне 2018 года грузооборот российских морских торговых портов превысил показатели прошлого года на 2,8% и составил 394,8 млн т грузов. Снижение объема грузооборота продемонстрировали только российские порты Балтийского бассейна. С начала года они сократили объем работы на 1,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, до 122,6 млн т. По словам экспертов, такая тенденция связана с падением перевалки нефтеналивных грузов (прежде всего сырой нефти) в специализированных портах Приморск (-14,6%) и Высоцк (-1,3%), а также в порту Усть-Луга (-3,6%), являющемся конечной точкой второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). «Наливные грузы стали основным драйвером падения, так как Россия в I полугодии сократила экспорт нефти в европейском направлении на 5%», – комментирует генеральный директор ПАО «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов.

При этом перевалка сухогрузов увеличилась на 8,4%, но с учетом того, что их доля на этом направлении ниже, чем объем наливных грузов, суммарная динамика все равно оказалась отрицательной.

Южные порты переваливают наибольший объем грузов по сравнению с гаванями других бассейнов и их показатели постоянно растут. Так, по итогам 6 месяцев здесь было перевалено 133,3 млн т, что выше уровня прошлого года на 5,8%. Причем динамика опережающего роста портов Южного бассейна наблюдается с 2014 года. Это обусловлено наращиванием перевалки угля, удобрений и зерновых. Быстрорастущие дальневосточные порты с начала года умерили пыл: в январе – июне 2018 года их грузооборот увеличился всего на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом 2017-го, в том числе перевалка сухих грузов – на 5%, при этом наливные грузы ушли в минус на 1,3%. По мнению экспертов, нехватка портовых мощностей и неразвитость транспортной инфраструктуры тормозят дальнейший рост перевалки сухогрузов, прежде всего зерновых. На Дальнем Востоке из-за нехватки портовых мощностей и недостаточной пропускной способности железной дороги уже снизились темпы роста грузоперевозок, даже несмотря на высокий спрос на перевалку угля в страны ЮВА. Кроме того, развитие дальневосточных портов сдерживает недостаточная пропускная способность дальних железнодорожных подходов (БАМа и Транссиба) и нехватка подходящих площадок для строительства новых перегрузочных комплексов. По оценке экспертов, к 2020-му дефицит пропускной способности может достичь 28,7 млн т в год.

Порты Каспийского бассейна вопреки прошлогодней отрицательной динамике за 6 месяцев нарастили показатели на 39,1% к уровню 2017 года. В январе 2018-го грузооборот портов Каспия вырос на 45,9% по сравнению с аналогичным периодом 2017-го и составил 426 тыс. т, а уже в январе – феврале вырос на 58%, до 851,1 тыс. т. За 6 месяцев рост грузооборота портов Каспийского бассейна составил 39,1% к уровню 2017-го. Эксперты связывают такой всплеск перевалки с утвержденной в ноябре 2017 года правительством РФ стратегией развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года, а также возвращением ряда грузовладельцев в порты Каспия. В частности, управляющий партнер M.A. Research Людмила Симонова отметила начавшийся процесс восстановления перевалки наливных грузов, идущих транзитом из Казахстана, после снятия запрета Минэнерго России на транспортировку нефти с содержанием серы, превышающим 0,6% (у казахстанской нефти этот показатель равен 1,2%). Объем перевалки наливных грузов в январе – июне 2018 года увеличился более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017-го, сухогрузов – на 10,4%, в том числе за счет увеличения поставок зерна в Иран. В 2014–2017 гг. перевалка нефтеналивных грузов сокращалась, поэтому можно говорить об эффекте низкой базы.

Самые холодные российские порты с начала года обработали 38,3 млн т грузов (+7,2% к 6 месяцам 2017 г.). И, по словам экспертов, намечаются определенные перспективы: рост перевалки в портах Арктического бассейна до конца 2018 года и в среднесрочной перспективе будет происходить в основном за счет добычи и транспортировки полезных ископаемых (нефти и СПГ) из Арктики по Северному морскому пути.

Контейнеры продолжают рост

По данным АСОП, с начала года контейнерооборот портов РФ вырос до 2,5 млн TEU, что превышает показатель 2017-го за январь – июнь на 11,6%. Перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 1,08 млн TEU, что выше уровня прошлого года на 11,8%. Экспортных контейнеров перевалено на 12,2% больше, или 1,06 млн TEU. Каботаж вырос на 9,8%, до 342,4 тыс. TEU, а транзит на 6,8%, до 34,5 тыс. TEU. Рефрижераторных контейнеров в первой половине года было перевалено на 10,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, или 270,1 тыс. TEU.

Наиболее высокую динамику демонстрируют порты Дальневосточного бассейна – рост на 13,8%, до 777,9 тыс. TEU. Показатели других гаваней растут более умеренными темпами. Перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 240,8 тыс. TEU, что выше уровня прошлого года на 15,9%. Экспортных контейнеров перевалено на 15,6% больше, или 236,5 тыс. TEU. Каботаж составил 66,7 тыс. TEU, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2017-го на 11,4%, а транзит – 33,8 тыс. TEU (+6,3%). 

Наибольший объем контейнеров по-прежнему перерабатывается в портах российской Балтики, которые увеличили перевалку контейнеров на 12,5%, до 1,25 млн TEU. В этом бассейне перерабатывается 49% всех грузов, проходящих через морские порты РФ.

Перевалка импортных контейнеров в отчетном периоде выросла на 11,7%, до 631,8 тыс. TEU. Экспортных контейнеров обработано на 13,4% больше, чем годом ранее, или 615,7 тыс. TEU. Рефрижераторных контейнеров портами бассейна в январе – июне 2018-го перевалено 160,8 тыс. TEU (+23,5%). Рост обеспечила перевалка рефрижераторных экспортных контейнеров до 24,1 тыс. TEU (+82,1%). Хотя основная масса обрабатываемых в портах рефов – импортные – 136,6 тыс. TEU (+16,8%).

Контейнерооборот портов Арктики увеличился с начала года по сравнению с аналогичным периодом 2017-го на 3,7%, до 69,2 тыс. TEU. Перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 0,9 тыс. TEU, что выше уровня прошлого года на 39,2%. Экспортных контейнеров перевалено практически в 2 раза меньше – 190 TEU. Каботаж вырос на 3,6%, до 68,1 тыс. TEU, а транзит отсутствует. Рефрижераторных контейнеров перевалено 1,6 тыс. TEU (+35,1%).

За январь – июнь 2018 года порты Азово-Черноморского бассейна на 6,8% увеличили контейнерооборот по сравнению с аналогичным периодом 2017-го. За указанный период было перевалено 430 тыс. TEU. В экспортном направлении было обработано 212,8 тыс. TEU, что превышает показатель прошлого года на 5,7%, в импортном – 194,1 тыс. TEU (+7,8%). Объем транзита составил 0,7 тыс. TEU. Это на 39,8% больше, чем было переработано за 6 месяцев 2017-го. Каботаж вырос на 11,3% до 7,3 тыс. TEU.

Российские порты Каспийского бассейна в текущем году снизили контейнерооборот по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 19,2%. За указанный период было перевалено 983 TEU. В экспортном направлении было обработано 395 TEU, что ниже прошлогоднего показателя на 24,3%, в импортном – 373 TEU (-22,8%). Каботаж вырос на 1,4%, до 215 TEU. Можно сказать, что обработкой контейнеров на российской части Каспия сегодня занимаются только стивидоры порта Астрахань. Их результат – 983 TEU, что ниже уровня прошлого года на 19,7%. Оставшиеся 8 TEU приходятся на порт Махачкала.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions