+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.07.2017 13:38:17
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – июнь 2017 г.)

Первая половина года прошла успешно для большинства российских морских портов. За указанный период им удалось не только сохранить объем перерабатываемых грузов, но и приумножить его. Усилится ли эта положительная тенденция?
В среднем по палате

По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот морских портов России за январь – июнь 2017-го увеличился на 11,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 384 млн т. Объем перевалки сухих и наливных грузов рос в течение января – июня текущего года равномерно: на 10,8 и 11,8% соответственно. Наибольшую динамику продемонстрировали уголь – 75,1 млн т (+16,2%), грузы в контейнерах – 23,7 млн т (+14,2%), зерно – 16,1 млн т (+32,1%), черные металлы – 14,6 млн т (+0,1%), минеральные удобрения – 8,5 млн т (+4,8%), рефрижераторные грузы – 1,4 млн т (-4,8%).

Объем перевалки наливных грузов рос в основном за счет переработки сырой нефти – до 128,9 млн т (+16%), нефтепродуктов – до 71,6 млн т (+4,6%) и сжиженного газа – до 7,1 млн т (+10,4%). Что касается внешнеторговых грузов, то за указанный период на экспорт перегружено 298,7 (+8,0%), объем импортных грузов составил 17,3 млн т (+13%), транзитных – 28,8 млн т (+17,4%), каботажных – 39 млн т (+37,5%).

Рост вопреки ожиданиям

За полгода операторы морских терминалов Арктики практически на 70% нарастили объем перевалки грузов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Грузооборот морских портов Арктического бассейна за январь – июнь 2017-го составил 36,1 млн т. Положительная динамика укрепляется последние годы за счет перевалки наливных грузов. По итогам первой половины 2017-го их объем составил 22,2 млн т, рост – 158,9%. Сухогрузы также наращивают свое присутствие в портах Арктики, но их объем и динамика увеличения несравнимо меньшие: 13,9 млн т (+7,9%). Ведущими гаванями региона являются порт Мурманск, компании которого с начала года переработали 25,6 млн т (+78,6%), и порт Варандей – до 4,4 млн т (+10,2%).

Однако некоторые гавани активно развиваются. Так, Сабетта, Мезень и Беринговский, Эгвекинот и Кандалакша нарастили объем перевалки в 4, 3 и 2 раза соответственно. Отрицательную динамику продемонстрировали порт Провидения (-7,9% за исследуемый период к уровню прошлого года), Анадырь (-9,2%), Онега (-7,1%) и Нарьян-Мар (-65,7%).

В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился до 95,7 млн т (+5,4%), из них сухогрузов – до 58,1 млн т (+8,1%), наливных грузов – до 37,6 млн т (+1,5%). Однако эксперты отмечают, что положительная динамика наращивания грузопотока может остановиться. В летние месяцы ОАО «РЖД» ввело ограничения на отгрузку угля в направлении дальневосточных портов (до 40%) и из-за этого угольные предприятия, которые составляют весомую долю грузоотправителей дальневосточных портов, вынуждены менять схему транспортировки грузов и перенаправлять потоки в южные и северо-западные гавани. Пока же Дальний Восток остается главными угольными воротами России. Если учесть, что всего за прошлый год российские порты переработали 136,3 млн т угольных грузов (подавляющая их доля – 134,4 млн т – экспорт), то через дальневосточные порты прошло более 81,8 млн т угля (80,9 млн т – на экспорт), то есть 60%.

По итогам первой половины текущего года грузооборот портов региона демонстрирует положительную динамику. Так, порт Восточный перевалил 34,8 млн т, что на 5,6% больше, чем за аналогичный период 2016 года, Находка – 12,3 млн т (+5%), Пригородное – 8,6 млн т (+7,2%), Владивосток – 8 млн т (+16,9%), снизился по отношению к аналогичному периоду прошлого года грузооборот портов Ванино – 14,9 млн т (-2,2%), Де-Кастри – до 6,1 млн т (-1,8%) и Посьет – до 4 млн т (-1,4%).

Конкуренция неизбежна

С начала года в портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов увеличился до 124,6 млн т, что выше, чем за 6 месяцев 2016 года на 6,9%. Из них объем сухогрузов возрос до 49,9 млн т (+15,2%), наливных грузов – до 74,7 млн т (+2%). В то время как грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 125,8 млн т, продемонстрировав рост на 11,1% по отношению к аналогичному периоду 2016 года. В том числе перевалка сухогрузов увеличилась до 50,8 млн т (+11,2%), наливных – до 75 млн т (+11%). По оценкам экспертов, данная тенденция наблюдается уже второй год и может усилиться в зависимости от экономической и политической ситуации в стране и мире. Пока же лидером по объемам перевалки в Балтийском бассейне стал порт Усть-Луга, который за 6 месяцев 2017 года обработал 50,9 млн т (+13,5%). На Юге это традиционно порт Новороссийск. Его показатели за исследуемый период составили 72,8 млн т (+11,2%).

Напомним, что по суммарному объему переваливаемых грузов порты российской Балтики в 2015 году уступили первое место морским гаваням Азово-Черноморского бассейна. Грузооборот черноморских портов вырос на 10,2% и составил 232,9 млн т. Статистика отражает общие тенденции: страна меняет экономический вектор, вместе с которым меняется география следования грузов.

Одни за всех

На топ-5 крупнейших российских морских портов пришлось 57% от всего грузооборота.

На первом месте по объему перевалки грузов уже долгое время находится порт Новороссийск, расположенный в Азово-Черноморском бассейне. С начала года через него прошло 72,9 млн т грузов, что на 11,2% выше, чем за 6 месяцев 2016-го. На втором месте северо-западный порт Усть-Луга. Грузооборот гавани по итогам января – июня 2017 года по сравнению с аналогичными показателями 2016-го увеличился на 13,5%, до 50,9 млн т. Третью строчку рейтинга занимает представитель Дальнего Востока – порт Восточный. Объем перевалки здесь составил 34,9 млн т, что на 5,6% выше уровня прошлого года. Еще два крупных порта Балтийского бассейна разделили четвертое и пятое места. Это порт Приморск (-3,6%, до 31,4 млн т) и Большой порт Санкт-Петербург (+7,5%, до 26 млн т).

Еще большая консолидация наблюдается в сегменте контейнерных перевозок. Контейнерооборот портов России по итогам января – июня 2017 года составил 2,26 млн TEU, что превышает аналогичный показатель 2016-го на 15,3%. При этом топ-5 российских морских портов переработали за исследуемый период 2,023 млн TEU, что составляет 90% всех контейнеров, проходящих через морские ворота России. Лидером по объему перевалки является Большой порт Санкт-Петербург, через который за первую половину года прошло 953,9 тыс. TEU, что выше уровня прошлого года на 7,7%. На втором месте с результатом 395,1 тыс. TEU (+17,6%) – главная южная гавань, порт Новороссийск. Третью и четвертую позиции разделяют порт Владивосток – 381,4 тыс. TEU (+34%) и порт Восточный – 174,4 (+23%). А замыкает топ-5 еще одна северо-западная гавань – порт Калининград, который перевалил за январь – июнь 2017-го 118,8 тыс. TEU, что на 34% выше, чем за аналогичный период прошлого года.

Контейнерный заряд

Согласно статистике АСОП, с начала текущего года контейнерооборот Дальневосточного бассейна увеличился на 26,4%, до 683,63 тыс. TEU. В то время как другие гавани демонстрируют более сдержанный рост: порты Балтийского бассейна за отчетный период нарастили перевалку контейнеров на 9,5%, до 1,11 млн TEU, Азово-Черноморского – на 17,3%, до 402,53 тыс. TEU, Каспийского – на 7,5%, до 1,22 тыс. TEU, Арктического – на 2,3%, до 66,68 тыс. TEU. При этом доля перевалки контейнеров портами Дальневосточного бассейна пока составляет 30,2% от совокупного контейнерооборота РФ. Лидерами являются порты Балтийского бассейна – 49%. Однако большая часть гаваней Дальнего Востока демонстрирует положительную динамику. Так, объем переработки контейнеров в порте Владивосток составил 381,4 тыс. TEU, что на 34% больше, чем за аналогичный период прошлого года, Зарубино – 0,5 тыс. TEU (+24,3%), Восточный – 174,4 тыс. TEU (+22,8%), Корсаков – 60 тыс. TEU (+14,8%), Магадан – 27,1 тыс. TEU (+14,8%) и Петропавловск-Камчатский – 36,8 тыс. TEU (+12,4%).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions