+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.07.2016 13:12:11
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – июнь 2016 г.)

Темпы роста грузооборота портов РФ в текущем году с каждым месяцем увеличиваются. А падение их контейнерооборота по итогам I полугодия замедлились до 1,3%. Но можно ли уже говорить о том, что кризис позади, и можно ли назвать это успехом?

Порты наращивают объемы

По данным Ассоциации морских торговых портов, за первое полугодие 2016-го грузооборот гаваней вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 344,6 млн т. Объем перевалки сухогрузов – 156,8 млн т (+10,7%). Наибольшую положительную динамику за 6 месяцев текущего года показали уголь (64,7 млн т, +11,9%), черные металлы (14,7 млн т, +7,5%), зерно (12,1 млн т, +29,4%), минеральные удобрения (8,5 млн т, +9,9%), руда (4,6 млн т, рост в 1,6 раза). Объем перевалки наливных грузов за этот период увеличился, но не так значительно (до 187,8 млн т, +2,3%). В том числе сырой нефти (до 111,2 млн т, на 9,4%) и сжиженного газа (до 6,5 млн т, +1,4%). В то же время упал объем перевалки нефтепродуктов (до 68,3 млн т, -7,3%). Что касается внешнеторговых грузов, то экспортных перегружено 276,6 млн т (+6%), импортных – 15,4 млн т (-6,3%), транзитных – 24,5 млн т (+0,7%), каботажных – 28,1 млн т (+19,2%). Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, по словам председателя совета директоров ООО «Дорн» Андрея Карпова, положительной динамики удалось добиться за счет наращивания экспорта.

Если говорить о динамике грузооборота по бассейнам, то можно отметить, что объемы перевалки в гаванях Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов за 6 месяцев 2016 года практически сравнялись. По мнению А. Карпова, данная тенденция в перспективе будет усиливаться. «Этому способствует не только переориентация грузопотоков из-за введенных взаимных санкций с ЕС, но и инициатива Китая. В частности, речь идет об их проекте «Морской Шелковый путь», который еще больше увеличит объем грузов, проходящих по Черному морю», – пояснил эксперт.

К тому же, как отмечает А. Карпов, период активного портостроительства на российской территории Балтики закончился. Основные крупные объекты, последний из которых – порт Бронка, введены. В то время как на Юге идет активное развитие и модернизация портовых мощностей. Так, в гаванях Балтийского бассейна объем перевалки грузов, по данным Ассоциации морских торговых портов, увеличился до 116,5 млн т (+2%), из них объем сухогрузов вырос до 43,3 млн т (+1,1%), а наливных грузов – до 73,2 млн т (+2,5%). Нельзя не отметить, что грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 113 млн т (+5,3%), в том числе перевалка сухогрузов возросла до 45,5 млн т (+16,9%), а наливных грузов уменьшилась до 67,5 млн т (-1,2%). Таким образом, грузооборот портов Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов за 6 месяцев 2016-го практически сравнялся. Но наибольшими темпами объем перевалки продолжает расти в портах Арктического бассейна. Операторы морских терминалов перегрузили там 21,3 млн т грузов, что на 24,9% больше грузооборота за аналогичный период 2015 года. Увеличился объем перевалки сухогрузов (до 12,7 млн т, +10,9%), наливных грузов (до 8,6 млн т, в 1,5 раза).

Успешно дела идут и на Дальнем Востоке. Там грузооборот вырос до 90,9 млн т (+9,5%), из них сухогрузов – до 53,8 млн т (+15%), наливных грузов – до 37,1 млн т (+2,3%).

Спад объемов перевалки по-прежнему отмечается в гаванях Каспийского бассейна. За полгода 2016 года этот показатель составил 2,9 млн т грузов (-19,4%), из них наливных – 1,5 млн т (-25,9%), сухогрузов – 1,4 млн т (-11,6%).

Контейнерооборот подает надежды

Контейнерооборот портов России по итогам января – июня 2016-го сократился на 1,3% по сравнению с аналогичным показателем 2015 года (с 1,99 до 1,96 млн TEU), сообщает Ассоциация морских торговых портов.

Ухудшение конъюнктуры морских грузоперевозок в портах России вследствие кризиса и санкций в начале 2015-го в наибольшей степени затронуло именно контейнерную перевалку. Основной спад контейнерооборота приходится на импорт и переработку порожних контейнеров. Однако в текущем году темпы падения объемов перевалки контейнеров в портах планомерно замедляются. Так, по итогам января снижение контейнерооборота относительно аналогичного периода прошлого года составляло 10,3%, в I квартале – 5%, в январе – мае – 2,6%, в отчетном периоде – уже 1,3%.

Спад перевалки транзитных контейнеров (порожних и груженых) с января по июнь 2016 года составил 51,8% (с 42,95 до 20,71 тыс. TEU). В то же время каботажных контейнеров перевалено на 3,8% больше, чем в январе – июне 2015-го (283,73 тыс. TEU). Экспорт контейнеров за отчетный период сократился на 3,2% (до 824,93 тыс. TEU), а импорт вырос на 1,5% (до 829,56 тыс. TEU).

Хотя, как отмечают эксперты, основу российского контейнерного импорта составляют продовольствие, потребительские товары и автокомплектующие. Объемы поставок в Россию именно этих грузов оказались крайне чувствительными к колебаниям потребительского спроса, вызванного падением уровня реальных доходов населения.

Во всех бассейнах, за исключением Дальневосточного и Каспийского, контейнерооборот возрос. Так, на Балтике удалось нарастить объем на 3,2% (до 1 млн TEU), на Юге – на 3,1% (до 343,05 тыс. TEU), и даже порты Арктического бассейна в январе – июне увеличили перевалку контейнеров на 3,3% (до 65,18 тыс. TEU). Значительно просели объемы переработки контейнеров в портах Дальневосточного (на 11,4%, до 542,12 тыс. TEU) и Каспийского (на 26,3%, до 1,13 тыс. TEU) бассейнов.

Грузопотоки трансформируются

«Последние 2 года потребительский спрос падает, политическая ситуация нестабильная, курс валюты подвержен колебаниям, а таможенные сборы постоянно увеличиваются. Из-за всего этого мы видим, что глобальные клиенты предпочитают отгрузки отдельными лотами, чтобы снизить риски и быть уверенными в платежеспособности клиента. Также все меньше отправок осуществляется большими партиями и крупными объемами. Можно отметить, что сегодня компании переориентируются на отправку грузов в контейнерах», – комментирует коммерческий директор Black Sea Shipping Service Ltd., член альянса ACEX Денис Бобраков.

Тем не менее, по мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, направление Европа – Азия до сих пор является одним из самых востребованных в мировой торговле. И через территорию России проходят наиболее удобные маршруты для транспортировки грузов в контейнерах, которые и поступают в порты. «Понятно, что политические изменения и появление новых транспортных коридоров влияют на предпочтения грузоотправителей, но это не единственные факторы которые определяют выбор пути доставки грузов. В первую очередь важно доставить груз с минимальным количеством перевалок, быстро и безопасно. Необходимо наличие инфраструктуры, поддержки со стороны властей. В этих условиях именно Россия получает преимущество, так как у нас сделана ставка на развитие доставки товаров в контейнерах», – комментирует Д. Баранов.

Отраслевые аналитики полагают, что дно по контейнерообороту сегодня уже достигнуто и дальше возможны два варианта развития событий: либо этот показатель зафиксируется, либо начнет потихоньку расти. По мнению экспертов, восстанавливаться контейнерооборот будет вовсе не такими темпами, как падал. Максимум, по прогнозам аналитиков, он начнет расти с 2017-го по 5–7% в год. В то время как по итогам 2014-го контейнерооборот портов России составил 5,28 млн TEU, а по результатам 2015-го – 3,94 млн TEU, то есть падение за прошлый год 25,4%.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions