+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.08.2018 09:38:37
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – июль 2018 года)

За 7 месяцев 2018 года грузооборот российских морских торговых портов вырос на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, контейнерооборот – на 11,5%. Темпы роста показателей уступают прошлогодней динамике, однако остаются положительными.
Море грузов для моря

Наибольший объем перевалки приходится на порты Азово-Черноморского бассейна. С начала года они перевалили 157,1 млн т, что выше уровня прошлого года на 6,2%. Южные порты переваливают наибольший объем грузов по сравнению с гаванями других бассейнов и их показатели постоянно растут. Рост показателей обусловлен увеличением объема перевалки сухогрузов на 14% по сравнению с январем –июлем 2017 года. Однако доля перерабатываемых здесь наливных грузов все же больше. За 7 месяцев в портах бассейна было перевалено 68,8 млн т сухогрузов и 88,4 млн т наливных грузов.

Объем перевалки в главном южном порту Новороссийск за указанный период вырос на 7,3% по отношению к аналогичному периоду 2017 года, более высокую динамику демонстрируют малые порты региона: Азов – 71,6%, Геленджик – 35,7%, Темрюк – 30,6%, Ростов-на-Дону – 29,6%, Таганрог – 23,3%, Феодосия – 28%, Ейск – 17%.

Сразу за южными портами по объему перевалки следуют российские порты Балтийского бассейна, котрые с начала года сократили объем перевалки на 1,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года до 142,1 млн т. Продолжает снижаться по сравнению с аналогичными показателями работы в прошлом году объем перевалки нефтеналивных грузов (прежде всего сырой нефти) в специализированных портах Приморск (-12%) и Высоцк (-0,7%), а также в порту Усть-Луга (-4,4%), являющемся конечной точкой второй очереди Балтийской трубопроводной системы.

При этом перевалка сухогрузов увеличилась на 7,4%, до 62,9 млн т. Однако их доля на этом направлении ниже, чем объем наливных грузов, поэтому суммарная динамика все равно оказалась отрицательной.

Наиболее высокие темпы роста демонстрируют порты Дальневосточного бассейна, которые занимают третье место. За 7 месяцев 2018 года увеличение показателей составило 13,5% к уровню 2017-го, до 926 тыс. TEU. Перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 288,2 тыс. TEU, что выше уровня прошлого года на 15,4%. Экспортных контейнеров перевалено на 15,1% больше, или 277,4 тыс. TEU. Каботаж составил 319 тыс. TEU, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 10,9%, а транзит – 41,4 тыс. TEU (+10,7%). Рефрижераторных контейнеров перевалено 44 тыс. TEU, что ниже 7 месяцев 2017 года на 7,2%.

Проблемные порты Каспийского бассейна вопреки прошлогодней отрицательной динамике в текущем году увеличили объем перевалки грузов. Однако темпы роста показателей постепенно снижаются. Так, в январе 2018-го грузооборот портов Каспия вырос на 45,9% по сравнению с аналогичным периодом 2017-го и составил 426 тыс. т, а уже в январе – феврале вырос на 58%, до 851,1 тыс. т. За 6 месяцев рост грузооборота портов Каспийского бассейна составил 39,1% к уровню 2017 года. За 7 месяцев нарастили показатели на 38,5% к уровню 2017-го, перевалив 2,8 млн т. Эксперты связывают такой всплеск перевалки с утвержденной в ноябре 2017 года правительством РФ стратегией развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года, а также возвращением ряда грузовладельцев в порты Каспия.

Объем перевалки наливных грузов в январе – июле 2018 года увеличился более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017-го. Отметим, что в 2014–2017 гг. перевалка нефтеналивных грузов сокращалась, поэтому можно говорить об эффекте низкой базы. Так как на Каспийском море объемы перевалки небольшие – всего 4–5 млн т в год, то грузооборот может и в дальнейшем показывать высокую положительную динамику. Что касается сухогрузов, то и они демонстрируют рост по сравнению с прошлым годом – на 7,8%, до 1,6 тыс. т – и пока составляют большую долю грузов, перерабатываемых на этом направлении.

Торговые порты Арктического бассейна с начала года увеличили объем перевалки на 6,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, до 45,6 млн т. Положительную динамику удается наращивать за счет перевалки наливных грузов. С начала года их было перевалено 28,9 млн т, что на 10% выше, чем за январь – июль 2017-го. Объем перевалки сухогрузов практически не изменился с прошлого года, прибавив 1,5%.

Контейнеры ждут в портах

С начала года контейнерооборот портов РФ вырос до 2,95 млн TEU, что превышает показатель 2017 года за январь – июль на 11,5%. Российские порты Балтийского бассейна наращивают объем перевалки контейнеров. Так, за исследуемый период переработано 1,45 млн TEU (+12,2%). В этом бассейне перерабатывается 49% всех грузов, проходящих через морские порты РФ. Перевалка импортных контейнеров в отчетном периоде выросла на 11%, до 734,1 тыс. TEU. Экспортных контейнеров обработано на 13,4% больше, чем годом ранее, или 719,5 тыс. TEU. Рефрижераторных контейнеров портами бассейна в январе – июле 2018-го перевалено 175,1 тыс. TEU (+17,5%). Рост обеспечила перевалка рефрижераторных экспортных контейнеров до 28,1 тыс. TEU (+76,2,1%). Хотя основная масса обрабатываемых в портах рефов – импортные – 147,6 тыс. TEU (+10,5%). Положительно сработали в первой половине года стивидоры портов Большой порт Санкт-Петербург – рост 12,9%, Усть-Луга – 4,7% и Калининград – 8,7%.

За январь – июль 2018 года порты Азово-Черноморского бассейна на 7,6% увеличили контейнерооборот по сравнению с аналогичным периодом 2017-го. За указанный период было перевалено 484,8 тыс. TEU. В экспортном направлении было обработано 227 тыс. TEU, что превышает показатель прошлого года на 5,7%, в импортном – 235,6 тыс. TEU (+9,4%). Объем транзита составил 0,8 тыс. TEU. Это на 41,7% больше, чем было переработано за 7 месяцев 2017 года. Каботаж вырос на 8,6%, до 8,4 тыс. TEU.

Основной объем переработки контейнеров сконцентрирован в порту Новороссийск – 475,6 тыс. TEU по итогам работы за 7 месяцев 2018 года. Это на 7,6% больше, чем за аналогичный период 2017-го. Через порт Азов прошло 4,2 тыс. TEU (-0,6%), порт Кавказ – 0,9 тыс. TEU (+76,6%), Севастополь – 4 тыс. TEU (+8,8%).

Самые высокие темпы роста перевалки контейнеров демонстрируют порты Дальнего Востока. За 7 месяцев 2018 года увеличение показателей составило 13,5% к уровню 2017-го, до 926 тыс. TEU. Перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 288,2 тыс. TEU, что выше уровня прошлого года на 15,4%. Экспортных контейнеров перевалено на 15,1% больше, или 277,4 тыс. TEU. Каботаж составил 319 тыс. TEU, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 10,9%, а транзит – 41,4 тыс. TEU (+10,7%). Рефрижераторных контейнеров перевалено 44 тыс. TEU, что ниже 7 месяцев 2017-го на 7,2%. Наиболее высокую динамику роста показателей, как и в других бассейнах, демонстрируют малые порты: порты Находка – более чем в 4 раза, Холмск – на 43,6%, Петропавловск-Камчатский – на 33,8%, Восточный – 16,6%, Владивосток – 12,1%, Магадан – 11,1%.

Прошлогодний рост показателей сменился резким падением объема перевалки контейнеров в текущем году на Каспии – минус 23,3% по сравнению с аналогичным периодом 2017-го. За указанный период было перевалено 1,1 тыс. TEU. В экспортном направлении было обработано 439 TEU, что ниже прошлогоднего показателя на 33,9%, в импортном – 430 TEU (-22,1%). Каботаж вырос на 3,8%, до 244 TEU. Можно сказать, что обработкой контейнеров на российской части Каспия сегодня занимаются только стивидоры порта Астрахань. Их результат – 1,1 TEU, что ниже уровня прошлого года на 22,8%.

Контейнерооборот портов самого холодного бассейна увеличился с начала года по сравнению с аналогичным периодом 2017-го на 2,9%, до 81,2 тыс. TEU. Здесь перевалка импорта составила 0,9 тыс. TEU, что выше уровня прошлого года на 31,7%. Экспорта – уменьшилась практически в 2 раза, до 190 TEU. Каботаж вырос на 2,8%, до 80,2 тыс. TEU, а транзит отсутствует. Рефрижераторных контейнеров перевалено 1,8 тыс. TEU (-33,7%). По сравнению с январем – июлем 2017 года увеличили объемы перевалки порты Эгвекинот – 33%, Анадырь – 22,6%, Дудинка – на 20%. Однако основной контейнеропоток (31% от всего контейнеропотока Арктического бассейна) проходит через порт Мурманск, стивидоры которого сократили показатели на 3%.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions