+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.08.2017 14:00:00
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – июль 2017 г.)

С начала года российские морские порты практически всех бассейнов демонстрируют положительную динамику. Безоговорочным лидером по контейнерообороту являются стивидоры Северо-Запада, а наибольшие объемы грузооборота перерабатывают южные порты. Порты Арктики делают ставки на нефтеналивные грузы, а гавани Каспия, компенсируя уход наливных грузов, привлекают контейнеры. Дальневосточные же порты продолжают гармоничное развитие в новых свободных условиях. Изменилась ли расстановка сил по итогам 7 месяцев 2017 года?
Северо-Запад

Операторы морских терминалов Балтийского бассейна с начала 2017 года увеличили объем перевалки до 143,9 млн т. Это на 6% больше, чем за период с января по июль прошлого года. Из них наибольшую динамику демонстрирует перевалка сухогрузов, которая увеличилась на 15,5%. Объем перевалки сухогрузов вырос за счет угля, грузов в контейнерах, минеральных удобрений, черных металлов и накатных грузов. В то же время незначительно снизился объем перевалки цветных металлов, металлолома и зерна. Однако основную долю грузопотока, проходящего через гавани Северо-Запада, по-прежнему составляют наливные грузы. На их долю приходится 60%.

Темпы роста контейнерооборота бассейна впервые с начала года превысили 10%. По итогам января июля 2017 года увеличение составило 10,3% относительно аналогичного периода прошлого года, до 1,29 млн TEU. Перевалка импортных контейнеров за отчетный период увеличилась на 10,2%, до 661,33 тыс. TEU. Объем экспорта также увеличился на 10,3% и составил 634,57 тыс. TEU. В отличие от портов других бассейнов Северо-Западные гавани практически не работают с транзитным грузопотоком и перевалка каботажа полностью отсутствует. Рефрижераторных контейнеров (груженых) портами бассейна в январе – июле 2017-го перевалено 149,06 тыс. TEU. В том числе объем импорта составил 133,11 тыс. TEU, экспорта – 15,95 тыс. TEU.

В результате работы за 7 месяцев 2017 года доля Балтийского бассейна в структуре контейнерооборота всех российских портов занимает 50%. При этом только один Большой порт Санкт-Петербург в январе – июле 2017-го перевалил 43% от всего контейнеропотока российских портов. Гавань нарастила перевалку контейнеров на 8,8%, до 1,11 млн TEU. Объем экспорта вырос на 8,7%, до 559,13 тыс. TEU, импорта – на 8,9%, до 554,87 тыс. TEU.

Наиболее динамичный рост демонстрируют стивидоры порта Калининград. По данным АСОП, контейнерооборот гавани вырос на 30,9%, до 139,04 тыс. TEU. Согласно статистике, наибольшую динамику показала перевалка импорта – до 70,4 тыс. TEU. Рост составил 35,4%. Увеличился также объем экспорта до 68,7 тыс. TEU (+26,7%).

Положительной динамики удалось добиться за счет роста показателей ООО «Балтийская стивидорная компания», которая переработала за указанный период 91,3 тыс. TEU, увеличив показатель на 67,4%. Однако пока доля обрабатываемых здесь контейнерных грузов не превышает 10% от контейнооборота всех российских портов Балтийского бассейна.

Юг

Операторы морских терминалов Азово-Черноморского бассейна с начала 2017 года перевалили 147,9 млн т грузов. Это на 9,5% больше, чем за период с января по июль прошлого года. В том числе перевалка сухогрузов увеличилась до 60,2 млн т (+8,0%), наливных – до 87,6 млн т (+10,6%). Объем перевалки сухогрузов увеличился за счет увеличения экспорта зерна. Управление Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Адыгее сообщило, что с января по июль 2017 года через морские порты Ейск, Кавказ, Новороссийск, Тамань, Темрюк и Туапсе отгружено 608 судов с зерном и продуктами его переработки, общим объемом свыше 12,8 млн т, доля пшеницы от общего объема составила 9,3 млн т. Зерно было отправлено в 52 страны мира, в числе получателей – страны Северной и Центральной Африки, Ближнего Востока, Индия, Вьетнам, Южная Корея, а также европейские страны – Италия, Нидерланды, Греция и Болгария.

Контейнерооборот с начала года продолжает расти. По итогам января – июля 2017 года – на 17,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 450,6 тыс. TEU. Для сравнения напомним, что в 2016-м рост контейнерооборота не превышал 4%. По итогам 7 месяцев текущего года на долю портов Азово-Черноморского бассейна приходится 17% от всего контейнепотока, проходящего через российские порты.

Перевалка экспортных контейнеров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 18,2% и составила 227 тыс. TEU. Объем импорта вырос на 16,6%, до 215,3 тыс. TEU, каботаж составил 7,8 тыс. TEU (+6,5%), транзит – 0,5 тыс. TEU (рост в 3,3 раза). Рефрижераторных контейнеров (груженых) стивидорами Юга в январе – июле было обработано 74,8 тыс. TEU. В том числе импорт – 73,8 тыс. TEU, экспорт – 0,99 тыс. TEU.

Наибольшую положительную динамику традиционно продемонстрировали порт Новороссийск (+17,7%) и порт Азов (+20,9%). Контейнерооборот порта Новороссийск в январе – июле 2017 года достиг 442,1 тыс. TEU, что на 17,7% превышает аналогичный показатель прошлого года. Перевалка экспортных контейнеров в гавани выросла на 18,3%, до 224,6 тыс. TEU, импортных – на 17,2%, до 213,3 тыс. TEU.

Основными стивидорными компаниями гавани являются ООО «НУТЭП» и АО «НЛЭ», которые за отчетный период перевалили 182 тыс. TEU и 147,1 тыс. TEU соответственно. ООО «НУТЭП» нарастило перевалку контейнеров на 26,6%, АО «НЛЭ» – сократило на 2,8%.

Доля порта Новороссийск составляет 98,1% совокупного контейнерооборота Азово-Черноморского бассейна и 17% от контейрооборота всех российских портов. Среди всех портов РФ он занимает второе место по объему переработки контейнерных грузов после Большого порта Санкт-Петербург.

Дальний Восток

С начала года порты Дальнего Востока обработали 113 млн т грузов, что на 5,8% выше, чем за 7 месяцев 2016-го. Рост перевалки сухогрузов составил 8,2%, наливных – 2,2%. Доля сухогрузов составляет 61% от всех перерабатываемых в порту грузов.

Контейнерооборот портов Дальневосточного бассейна по итогам января – июля 2017 года вырос на 27,1% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составил 815,22 тыс. TEU. Темпы роста контейнерооборота увеличились до уровня января текущего года, когда рост контейнерооборота относительно аналогичного периода прошлого года составлял 27,5%. В предыдущие периоды рост контейнерооборота варьировался в пределах 24,2–26,8%. Отметим, что в целом контейнерооборот портов России с января по июль 2017 года составил 2,6 млн TEU, что на 15,7% превышает аналогичный показатель 2016-го. По итогам 7 месяцев текущего года доля перевалки контейнеров портами Дальневосточного бассейна пока постоянно увеличивается и уже составляет 31,4% от совокупного контейнеропотока всех портов РФ.

Перевалка импортных контейнеров в январе – июле 2017-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 45%, до 250,1 тыс. TEU, экспортных – на 32,2%, до 241,5 тыс. TEU, транзитных – на 31,1%, до 36,5 тыс. TEU. Доля каботажа от общего контейнерооборота бассейна составляет 35,2%. Рефрижераторных контейнеров (груженых) портами бассейна в январе – июле перевалено 47,6 тыс. TEU. В том числе каботажная перевалка составила 30,8 тыс. TEU, импортная – 12,7 тыс. TEU, экспортная – 4,1 тыс. TEU.

Таких результатов удалось добиться за счет увеличения показателей портов Владивосток (+36,4%, до 455,7 тыс. TEU) и Восточный (+23,2%, до 207,84 тыс. TEU).

Арктика и Каспий

Операторы морских терминалов Арктического бассейна с начала 2017 года увеличили объем перевалки наливных грузов до 26,3 млн т (+150,3%), а сухогрузов – до 15,9 млн т (+6,5%). Всего же за 7 месяцев текущего года стивидоры Арктики перегрузили 42,2 млн т, что выше уровня аналогичного периода прошлого года на 65,7%. По-прежнему на общие показатели влияет положительная динамика двух крупнейших гаваней бассейна. Так, грузооборот порта Мурманск составил по итогам периода с января по июль 2017-го 30,4 млн т (+78,9%), а порта Варандей – 5,1 млн т (+7,6%). Также продолжает наращивать объемы новый порт Сабетта. С начала года в нем было перевалено 3,6 тыс. т грузов, причем из них 92% приходится на наливные. Более чем в 2 раза нарастили объем перевалки и другие гавани: Мезень, Певек, Кандалакша.

Динамика контейнерооборота портов Арктического бассейна РФ не такая внушительная. По итогам января – июля 2017 года их объем увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,3% и составил 79 тыс. TEU.

Напомним, что Минвостокразвития разработало оптимальную логистическую схему регулярной арктической контейнерной линии, включающей два порта-хаба в Петропавловске-Камчатском и Мурманске. Предполагается, что в этом случае грузовладельцы из Северо-Восточной Азии при транзите грузов в Северную Европу экономят до 9 суток при почти одинаковой стоимости по сравнению с маршрутами через Суэцкий и Панамский каналы.

Пока же порты Арктического бассейна перерабатывают 99% каботажных грузов. Однако объем транзита по-прежнему равен нулю. Объем экспорта упал в 5 раз, до 0,3 тыс. TEU, а импорта – в 3,5 раза, до 0,7 тыс. TEU. При этом положительную динамику демонстрирует только каботаж – рост на 7,7%, до 78 тыс. TEU.

Грузооборот портов Каспийского бассейна РФ по итогам января – июля 2017 года упал в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 38,1%, до 2 млн т. Из гавани продолжают уходить наливные грузы: объем перевалки снизился в 3 раза, до 567,3 тыс. т.

Главная причина – проблема с качеством нефти, проходящей через порт. В итоге за последние несколько лет от сотрудничества со стивидорами Каспия последовательно отказалось большинство поставщиков. В результате структура грузооборота российских портов в Каспийском бассейне резко изменилась: если раньше в ней преобладали именно наливные грузы, то теперь большая часть перевалки (72%) приходится на сухие грузы. Но и их объем продолжает снижаться, но гораздо меньшими темпами. Так, по итогам 7 месяцев 2017 года объем перевалки сократился на 8,1%, до 1,5 млн т.

В то же время контейнерооборот увеличился на 18,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,5 тыс. TEU. При этом растет как объем экспорта, так и объем проходящих через порты Каспия импортных грузов. Так, с начала года объем экспорта составил 0,7 тыс. TEU, что на 21,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года, импорт – 0,6 тыс. TEU (+12,4%). Транзитный грузопоток пока полностью отсутствует. А доля каботажа, хоть и увеличилась на 23,7%, составила по итогам 7 месяцев текущего года 16% от всего контейнерооборота портов Каспийского бассейна.

Всего

Грузооборот морских портов России в январе – июле 2017-го увеличился на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 449,7 млн т. Объем перевалки сухих и наливных грузов увеличивался с января по июль текущего года равномерно: на 10 и 11% соответственно. Наибольшую динамику продемонстрировали уголь – 89,3 млн т (+16,0%), грузы в контейнерах – 27,5 млн т (+13,4%), зерно – 19,4 млн т (+25,1%), черные металлы – 16,6 млн т (-1,3 %), минеральные удобрения – 9,8 млн т (+5,3%), рефрижераторные грузы – 1,6 млн т (-3,5%).

Объем перевалки наливных грузов составил по итогам 7 месяцев текущего года 244 млн т. Рост демонстрируют переработка как сырой нефти – до 149,6 млн т (+15%) и нефтепродуктов – до 83,5 млн т (+4,2%), так и сжиженного газа – до 8,2 млн т (+11,7%). Что касается внешнеторговых грузов, то наибольшую динамику показал импорт, объем перевозок которого составил 20,6 млн т (+15,9%), а также транзит – 33,5 млн т (+14,9%). Экспорт также растет, но более сдержанно: 348,1 (+7,7%), а объем каботажных грузов по-прежнему самый высокий и продолжает увеличиваться – 46,6 млн т (+29,8%).

Контейнерооборот портов России с января по июль 2017 года составил 2,6 млн TEU, что на 15,7% превышает аналогичный показатель 2016-го. При этом перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 1,1 млн TEU, что на 17,5% превышает показатель за январь – июль 2016 года (перевалка груженых выросла на 22,8%, порожних сократилась на 39,8%). На экспорт было отправлено на 15,9% больше контейнеров, чем за аналогичный период прошлого года. Их объем составил 1,1 млн TEU (груженых контейнеров перевалено на 8,3% больше, а порожних – на 29,98%). Каботаж вырос на 10,3%, до 373 тыс. TEU. Транзит вырос на 32,3%, до 37,1 тыс. TEU. Рефрижераторных контейнеров (груженых) с января по июль 2017-го перевалено 274,1 тыс. TEU. В том числе импортная перевалка составила 219,6 тыс. TEU, экспортная – 21,1 тыс. TEU, транзитная – 0,04 тыс. TEU, каботажная – 33,5 тыс. TEU.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions