+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.08.2016 12:56:45
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – июль 2016 г.)

Грузооборот морских портов России показывает стабильные результаты. Если в I полугодии 2016-го грузооборот морских портов России вырос на 6% , то по итогам семи месяцев – увеличился на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 406,2 млн т.
По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), сухогрузов перевалено 186,5 млн т (+9,4%). Наилучшую положительную динамику показали: уголь – 77 млн т (+11,8%), грузы в контейнерах – 24,3 млн т (+4,5%), черныеметаллы – 16,8 млн т (+6,9%), зерно – 15,3 млн т (+16,9%), грузы на паромах – 12,9 млн т (+10,8%), минеральные удобрения – 9,3 млн т (+2,8%), руда – 5,2 млн т (рост в 1,5 раза), лесные грузы – 3,2 млн т (+3,3%), цветные металлы – 2,2 млн т (+0,3%), рефгрузы – 1,7 млн т (+0,3%). Объем перевалки наливных грузов за прошедший период увеличился, но не так значительно до 219,7 млн т (+3%). В том числе сырой нефти на 10,4% до 130,1 млн т и сжиженного газа – до 7,5 млн т (+2,2%). В то же время снизилась перевалка нефтепродуктов – до 80,1 млн т (-7,0%).

По всем фронтам
Анализ грузооборота морских портов по направлениям показывает, что внешнеторговый грузооборот держится за счет экспорта. По наблюдениям аналитиков, основную массу грузооборота по-прежнему составляют экспортные грузы, на которые падение рубля оказывает только стимулирующее влияние. «Основную массу грузооборота составляют экспортные грузы, на которые падение рубля оказывает только стимулирующее влияние. Неравномерная динамика, падение по некоторым видам экспортных грузов, например по калийным удобрениям, связано с текущей ситуацией на рынке (снижение цен, замедление китайского экономического роста) либо, как в случае с сокращающимся экспортом нефтепродуктов, с налоговыми эффектами и перестройкой в отрасли», – комментирует ведущий специалист ООО «Морстройтехнология» Ольга Гопкало.
Экспортных грузов перегружено за 7 месяцев 2016 года 323,6 (+5,9%), импортных грузов – 17,8 млн т (-8,4%), транзитных – 29,1 млн т (+1,3%), каботажных – 35,7 млн т (+19,2%). Доля экспортных грузов составляет больше 80%. По словам отраслевых аналитиков, на объем и структуру переваливаемых в портах грузов повлияли сокращение потребительской активности и девальвация рубля.

Грузы выбирают порты
Если рассматривать статистику по бассейнам, то можно отметить, что объемы перевалки в гаванях Балтийского и Азово-Черноморского регионов по итогам 7 месяцев 2016 года практически сравнялись. Однако стивидоры Балтийского бассейна по-прежнему перерабатывают наибольший грузопоток в сравнении с другими гаванями России – 135,8 млн т. Так, грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна, основных конкурентов, составил 134,8 млн т, Дальневосточного – 106,8 млн т.
При этом динамика объемов перевалки грузов Южных портах постоянно растет. По наблюдениям экспертов, этому способствует рост перевалки сухогрузов, в частности зерна. А также развитие небольших игроков. Помимо этого, на Юге идет активное развитие и модернизация портовых мощностей. В итоге, по данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), за 7 месяцев текущего года грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 134,8 млн т (+4,8%), в том числе перевалка сухогрузов увеличилась до 55,6 млн т (+13,9%), а наливных уменьшилась до 79,2 млн т (-0,7%).
Как всегда лидером среди южных портов по объемам обработки грузов стал порт Новороссийск. Его результат – 76,2 тыс. т (+2,8%). Динамичнее всех развивается порт Севастополь. За исследуемый период объем перевалки в этой гавани увеличился практически в два раза с 436,6 тыс. т за 7 месяцев 2015 г. до 830,8 тыс. т за 7 месяцев 2016 г. Высокие темпы роста грузооборота показывают также порты Керчь (+35,9%), Ростов-на-Дону (27,9%), Ейск (+15,7%).
На Балтике же только два порта показали положительную динамику. Это Приморск – на 10% и Усть-Луга – на 5,7%. Обоим портам удалось нарастить перевалку за счет обработки наливных грузов. В целом же грузооборот портов Балтийского бассейна по итогам 7 месяцев текущего года увеличился на 2,1%. Перевалка сухогрузов выросла на 0,9% до 50,7 млн т, а наливных грузов – на 2,9% до 85,1 млн т.
В структуре грузооборота бассейна доля Усть-Луги составляет 39%, Приморска – 27,7%, порт Санкт-Петербург – 20,5%.
Одновременно с этим, произошло снижение перевалки грузов в порту Санкт-Петербург на 8,3%, до 27,85 млн т, Калининград – на 6,9%, до 6,97 млн т, Выборг –13,9%, до 0,71 млн т, Высоцк – на 2,7%, до 9,63 млн т.
Росту показателей на дальнем Востоке способствует и государственная политика, и развитие новых мощностей, а также неиссякаемый грузопоток в и из стран АТР. Только три порта Дальневосточного бассейна по итогам 7 месяцев текущего года показали отрицательную динамику. Так, по данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), по сравнению с прошлым годом снизили результаты порт Советска Гавань – на 4,3%, Холмск – на 15,6%, Пригородное – на 0,5%, Петропавловск–Камчатский – на 2,6%. В то же время Невельск показал рост на 129, 3%, Охотск – на 111,7% и Москальво – на 69,6%. В целом же В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился до 106,8 млн т (+9,2%). Наибольшей положительной динамики удалось достичь за счет перевалки сухих грузов. Объем составил 63,6 млн т (+14,5%). А наливных – до 43,2 млн т (+2,3%).
Но наибольшими темпами перевалка продолжает расти в портах Арктического бассейна. Там операторы морских терминалов перегрузили 25,5 млн т, что на 25,9% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Увеличился объем перевалки как сухих (до 15 млн т, +7,7%), так и наливных (до 10,5 млн т, в 1,6 раза) грузов. Наиболее показателен грузооборот портов Мурманск и Варандей, которые увеличили объемы переработки грузов на 34,3%, до 17 млн т и на 27,3%, до 4,8 млн т соответственно.
Спад по-прежнему отмечается в гаванях Каспийского бассейна. За I полугодие 2016-го этот показатель составил 3,3 млн т грузов (-21,1%), из них сухогрузов – 1,6 млн т (-15,9%), наливных – 1,7 млн т (-25,5%).
Аналитики отмечают, что выбор порта определяет не только то, насколько развита его инфраструктура, а сколько удобство – устоявшиеся логистические схемы. «Есть небольшие изменения в географии торговых партнеров, идет расширение торговли на Восток, замена одних партнеров на других, но какого-то резкого всплеска не наблюдается», комментирует коммерческий директор Black Sea Shipping Service Ltd. член альянса ACEX Денис Бобраков. Однако о смене лидеров говорить преждевременно.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions