RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
20.09.2016 09:52:00
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – август 2016 г.)

За 8 месяцев 2016 года грузооборот морских портов России составил 468,6 млн т. По данным Ассоциации морских торговых портов РФ (АСОП), показатель на 5,7% превышает цифру аналогичного периода 2015 года. Контейнерооборот портов России за исследуемый период сократился на 0,7% по сравнению с аналогичным показателем 2015-го с 2,63 до 2,61 млн TEU. Однако позитивная динамика прослеживается далеко не во всех портах.
Грузы, не боящиеся воды

Объем перевалки сухих грузов в морских портах РФ за 8 месяцев составил 67,6 млн т (+12,3%), наливных – 90,36 млн т (-0,3%). В целом основная номенклатура, которая транспортируется водным транспортом, – сырая нефть (58,5%), уголь (40,9%) и нефтепродукты (37,1%). Лидером по перевалке сухих грузов в январе-августе 2016 года стал Большой порт Санкт-Петербург. За 8 месяцев 2016-го грузооборот гавани составил 27,68 млн т, что ниже уровня прошлого года на 2,2%. Больше всех наливных грузов за исследуемый период переработал порт Новороссийск – 60,88 млн т, что на 0,1% ниже, чем в прошлом году.
Кстати именно он показал в целом самый высокий результат за исследуемый период, как и в прошлом году. Грузооборот порта составил 85,84 млн т. Рост к аналогичному периоду прошлого года составил 1,9%. Доля перевалки грузов в порту составляет 18,3% совокупного грузооборота морских портов РФ. Среди динамично развивающихся портов можно назвать также порт Мурманск, который за 8 месяцев перевалив 20 млн т (+36,9%) и порт Туапсе, который сократил перевалку на 0,3%, однако она составила 16,81 млн т. В целом, наибольший рост переработки грузов показали порты: Невельск – в 2,3 раза до 714,3 тыс. т, Зарубино – в 4,2 раза до 59 тыс. т, Севастополь – на 80,2% до 967,6 тыс. т.
Наибольшее снижение грузооборота можно отметить в портах: Сочи – на 84,1% до 0,6 тыс. т, Геленджик – на 74,1% до 49,9 тыс. т, Беринговский – на 54% до 33,8 тыс. т.
Совокупный грузооборот первой десятки портов РФ в отчетном периоде оставил 359,13 млн т (76,6% совокупного грузооборота), что выше аналогичного периода прошлого года на 5,2%.
Если проанализировать работу по бассейнам, то можно констатировать, что лидером по объему переработанных грузов по итогам 8 месяцев текущего года стали порты Азово-Черноморского бассейна. Несмотря на сокращение темпов роста по сравнению с полугодием с 5,3% до 4,7%, грузооборот составил 157,96 млн т. Уступившие первое место российские порты Балтики по итогам января-августа 2016 года увеличили объем перевалки на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года до 155,28 млн т, в том числе: сухих грузов перевалено 58,27 млн т (+0,6%), наливных – 97,02 млн т (+3,1%). Отметим, что темпы роста грузооборота бассейна остаются стабильными на уровне 2-2,3% с января-апреля текущего года.
Третье место по объему перевалки занимают порты Дальневосточного бассейна РФ, грузооборот которых по итогам января-августа 2016 года увеличился на 8,1% относительно аналогичного периода прошлого года до 121,55 млн т. Перевалка сухих грузов составила 73,14 млн т (+13,6%), наливных – 48,4 млн т (+0,8). Темпы роста грузооборота здесь оставались стабильными с января-марта текущего года в пределах 9,2-9,8%. В отчетном же периоде сократились до 8,1%.
Самые впечатляющие показатели по-прежнему демонстрируют гавани Арктического бассейна. Если по итогам января-февраля рост грузооборота относительно аналогичного периода прошлого года составлял 16,5%, в первом квартале – 18,3%, в первом полугодии – 24,9%, в январе-июле – 25,9%, в отчетном периоде – 28,3%. По итогам января-августа 2016 года их грузооборот составил уже 30,04 млн т. В то время как перевалка в портах Каспийского бассейна продолжает сокращаться, хотя темпы падения снизились поисравнению с показателем за январь-июль текущего года с 21,1% до 19,6% и находятся на уровне полугодия. По итогам 8 месяцев 2016-го результат составил 3,74 млн т (-19,6%).
В итоге доля портов Балтийского бассейна в структуре грузооборота портов РФ составляет 33,1%, Азово-Черноморского бассейна – 33,7%, Дальневосточного – 25,9%, Арктического – 6,4%, Каспийского – 0,8%.

Второе дыхание контейнерных перевозок

Контейнерооборот портов России по итогам января-августа 2016 года, по данным АСОП, сократился на 0,7% по сравнению с аналогичным показателем 2015 года с 2,63 до 2,61 млн TEU. Темпы падения продолжают снижаться. Так, по итогам января спад относительно аналогичного периода прошлого года составлял 10,3%, в первом квартале – 5%, по итогам полугодия – 1,3%, в январе-июле – 1,2%, в отчетном периоде – 0,7%. Но можно ли говорить о том, что падение контейнерных перевозок достигло дна и в скором времени будет восстанавливаться?
Спад перевалки транзитных контейнеров в январе-августе составил 45,9% с 52,03 до 28,14 тыс. TEU (перевалка порожних сократилась на 94,6%, груженых – 24,8%). Каботажных контейнеров перевалено на 6,6% больше, чем в январе-августе 2015 года – 400,58 тыс. TEU (перевалка порожних выросла на 3%, груженых – на 8,9%). Что касается внешнеторговых грузопотоков, то экспорт контейнеров за отчетный период сократился на 2,7% до 1,08 млн TEU (груженых – 701,45 тыс. TEU (+12,2%), порожних – 379,94 тыс. TEU (-21,8%). Импорт вырос на 0,9% до 1,1 млн TEU.
Лидерство по объему переработки контейнеров уже давно удерживают порты Балтийского бассейна РФ. Результаты работы за январь-август 2016 года не стали исключением. За исследуемый период контейнерооборот увеличился на 1,5% относительно аналогичного периода прошлого года и составил 1,34 млн TEU. Однако темпы роста постоянно сокращаются. По итогам первого квартала рост этого показателя составлял – 2,1%, в первом полугодии – 3,2%, в январе-июле – 2,9%, в отчетном периоде – 1,5%.
Наибольшую положительную динамику показывает контейнерооборот портов Азово-Черноморского бассейна РФ. По итогам января-августа 2016 года он увеличился на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 428,8 тыс. TEU. По сравнению с показателем за первое полугодие он увеличился на 0,4 процентных пункта с 3,1% до 3,5%.
Темпы падения данного показателя портов Дальневосточного бассейна продолжают сокращаться, несмотря на отрицательные показатели перевалки по сравнению с прошлым годом. Данная тенденция отмечается с начала 2016 года. Так, спад контейнерооборота в январе составил 28,3%, в первом квартале – 19,4%, в первом полугодии – 11,4%, в январе-июле – 9,9%, в отчетном периоде – 7,5%. Объем переработки за 8 месяцев текущего года составил 751,9 тыс. TEU.
Снижение контейнерооборота портов Каспийского бассейна РФ по итогам января-августа 2016 года составил 1,35 тыс. TEU, что на 31% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Напомним, что по итогам 2015 года контейнерооборот портов Каспийского бассейна составил 2,85 тыс. TEU. И можно констатировать, что темпы падения увеличились по сравнению с первым полугодием с 26,3% до 31%, однако немного сократились с максимально высокого уровня, который был отмечен по итогам 7 месяцев – 31,6%.
Объем переработки контейнеров в портах Арктического бассейна года, конечно, меньше, чем в других гаванях РФ, однако постоянно растет. В январе-августе 2016 он увеличился на 9,6% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года до 93,88 тыс. TEU. Хотя еще по итогам 7 текущего года рост варьировался в пределах 3,3-3,5%. При этом доля каботажа контейнеров от общего показателя бассейна по-прежнему составляет 94,3%. И она продолжает увеличиваться – за отчетный период на 9,5% до 88,5 тыс. TEU.
По данным АСОП, контейнерооборот портов России в январе-августе 2016 года сократился на 0,7% и составил 2,6 млн TEU. Груженый экспорт составил 701,5 тыс. TEU, что на 12,2% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Импорт за текущий период даже показал незначительный рост на 0,9% и составил 1,1 млн TEU. А вот объем транзита сильно просел – на 45,9% до 28,1 тыс. TEU. Каботаж стабильно показывает положительную динамику – 6,6% до 400,6 тыс. TEU.
За 8 месяцев среди холдингов РФ в лидеры по контейнерообороту выбился Global Ports. Результат компании за январь-август 2016 года составил 854,3 тыс. TEU, что на 21,8% ниже, чем за аналогичный период 2015 года. Однако, несмотря на отрицательную динамику, на долю холдинга приходится до 32,7% (-8,8 процентных пункта).
Согласно данным Ассоциации морских торговых портов РФ, контейнерооборот Группы Сумма в отчетном периоде сократился на 3,9% до 528,02 тыс. TEU. Доля холдинга составляет 20,2% (-0,7% процентных пункта). А совокупный показатель холдинга UCL Ports, наоборот, увеличился на 52,7% относительно аналогичного периода прошлого года до 379,53 тыс. TEU во многом за счет роста перевалки контейнеров ЗАО «Контейнерный терминал Санкт- Петербург» (КТСП) на 54,8% до 373,25 тыс. TEU. Таким образом доля холдинга составила 14.5%, что на 5,1% процентный пункт выше уровня 2015 года.
Еще один крупнейший терминал ООО «НУТЭП», входящий в холдинг Delo Ports, за отчетный период нарастил перевалку контейнеров на 14,3% до 160,37 тыс. TEU. Доля холдинга составила 6,1% контейнерооборота РФ (+0,8 процентных пункта).
Прочими контейнерными терминалами РФ перевалено 691,85 тыс. TEU, рост к январю-августу 2015 года составил 14,8%, доля – 26,5%. Напомним, что по итогам 2015 года контейнерооборот портов России составил 3,94 млн TEU: экспорт - 1,65 млн TEU, импорт – 1,64 млн TEU, транзит – 66,43 тыс. TEU, каботаж – 591,08 тыс. TEU.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (I квартал 2016 г.)

Обзор грузооборота морских портов России (I квартал 2016 г.)
Несмотря на то, что 2015 год для портовых компаний выдался нелегким, за первые 3 месяца текущего года операторы портов всех бассейнов, кроме Каспийского, продемонстрировали положительный результат. Можно ли говорить о том, что рынок оживает?
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – май 2016 г.)

Обзор грузооборота морских портов России (январь – май 2016 г.)
Сложная экономическая ситуация, санкции и на этом фоне – сокращение инвестиций не позволили российским портам в прошлом году значительно нарастить перевалку грузов. Однако уже за первые месяцы 2016-го негативный тренд, несмотря на сохранение отягчающих обстоятельств, удалось переломить и по результатам января – мая превысить прошлогодние показатели на 5,9%.
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – июнь 2016 г.)

Обзор грузооборота морских портов России (январь – июнь 2016 г.)
Темпы роста грузооборота портов РФ в текущем году с каждым месяцем увеличиваются. А падение их контейнерооборота по итогам I полугодия замедлились до 1,3%. Но можно ли уже говорить о том, что кризис позади, и можно ли назвать это успехом?


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions