+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.09.2016 09:52:00
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – август 2016 г.)

За 8 месяцев 2016 года грузооборот морских портов России составил 468,6 млн т. По данным Ассоциации морских торговых портов РФ (АСОП), показатель на 5,7% превышает цифру аналогичного периода 2015 года. Контейнерооборот портов России за исследуемый период сократился на 0,7% по сравнению с аналогичным показателем 2015-го с 2,63 до 2,61 млн TEU. Однако позитивная динамика прослеживается далеко не во всех портах.
Грузы, не боящиеся воды

Объем перевалки сухих грузов в морских портах РФ за 8 месяцев составил 67,6 млн т (+12,3%), наливных – 90,36 млн т (-0,3%). В целом основная номенклатура, которая транспортируется водным транспортом, – сырая нефть (58,5%), уголь (40,9%) и нефтепродукты (37,1%). Лидером по перевалке сухих грузов в январе-августе 2016 года стал Большой порт Санкт-Петербург. За 8 месяцев 2016-го грузооборот гавани составил 27,68 млн т, что ниже уровня прошлого года на 2,2%. Больше всех наливных грузов за исследуемый период переработал порт Новороссийск – 60,88 млн т, что на 0,1% ниже, чем в прошлом году.
Кстати именно он показал в целом самый высокий результат за исследуемый период, как и в прошлом году. Грузооборот порта составил 85,84 млн т. Рост к аналогичному периоду прошлого года составил 1,9%. Доля перевалки грузов в порту составляет 18,3% совокупного грузооборота морских портов РФ. Среди динамично развивающихся портов можно назвать также порт Мурманск, который за 8 месяцев перевалив 20 млн т (+36,9%) и порт Туапсе, который сократил перевалку на 0,3%, однако она составила 16,81 млн т. В целом, наибольший рост переработки грузов показали порты: Невельск – в 2,3 раза до 714,3 тыс. т, Зарубино – в 4,2 раза до 59 тыс. т, Севастополь – на 80,2% до 967,6 тыс. т.
Наибольшее снижение грузооборота можно отметить в портах: Сочи – на 84,1% до 0,6 тыс. т, Геленджик – на 74,1% до 49,9 тыс. т, Беринговский – на 54% до 33,8 тыс. т.
Совокупный грузооборот первой десятки портов РФ в отчетном периоде оставил 359,13 млн т (76,6% совокупного грузооборота), что выше аналогичного периода прошлого года на 5,2%.
Если проанализировать работу по бассейнам, то можно констатировать, что лидером по объему переработанных грузов по итогам 8 месяцев текущего года стали порты Азово-Черноморского бассейна. Несмотря на сокращение темпов роста по сравнению с полугодием с 5,3% до 4,7%, грузооборот составил 157,96 млн т. Уступившие первое место российские порты Балтики по итогам января-августа 2016 года увеличили объем перевалки на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года до 155,28 млн т, в том числе: сухих грузов перевалено 58,27 млн т (+0,6%), наливных – 97,02 млн т (+3,1%). Отметим, что темпы роста грузооборота бассейна остаются стабильными на уровне 2-2,3% с января-апреля текущего года.
Третье место по объему перевалки занимают порты Дальневосточного бассейна РФ, грузооборот которых по итогам января-августа 2016 года увеличился на 8,1% относительно аналогичного периода прошлого года до 121,55 млн т. Перевалка сухих грузов составила 73,14 млн т (+13,6%), наливных – 48,4 млн т (+0,8). Темпы роста грузооборота здесь оставались стабильными с января-марта текущего года в пределах 9,2-9,8%. В отчетном же периоде сократились до 8,1%.
Самые впечатляющие показатели по-прежнему демонстрируют гавани Арктического бассейна. Если по итогам января-февраля рост грузооборота относительно аналогичного периода прошлого года составлял 16,5%, в первом квартале – 18,3%, в первом полугодии – 24,9%, в январе-июле – 25,9%, в отчетном периоде – 28,3%. По итогам января-августа 2016 года их грузооборот составил уже 30,04 млн т. В то время как перевалка в портах Каспийского бассейна продолжает сокращаться, хотя темпы падения снизились поисравнению с показателем за январь-июль текущего года с 21,1% до 19,6% и находятся на уровне полугодия. По итогам 8 месяцев 2016-го результат составил 3,74 млн т (-19,6%).
В итоге доля портов Балтийского бассейна в структуре грузооборота портов РФ составляет 33,1%, Азово-Черноморского бассейна – 33,7%, Дальневосточного – 25,9%, Арктического – 6,4%, Каспийского – 0,8%.

Второе дыхание контейнерных перевозок

Контейнерооборот портов России по итогам января-августа 2016 года, по данным АСОП, сократился на 0,7% по сравнению с аналогичным показателем 2015 года с 2,63 до 2,61 млн TEU. Темпы падения продолжают снижаться. Так, по итогам января спад относительно аналогичного периода прошлого года составлял 10,3%, в первом квартале – 5%, по итогам полугодия – 1,3%, в январе-июле – 1,2%, в отчетном периоде – 0,7%. Но можно ли говорить о том, что падение контейнерных перевозок достигло дна и в скором времени будет восстанавливаться?
Спад перевалки транзитных контейнеров в январе-августе составил 45,9% с 52,03 до 28,14 тыс. TEU (перевалка порожних сократилась на 94,6%, груженых – 24,8%). Каботажных контейнеров перевалено на 6,6% больше, чем в январе-августе 2015 года – 400,58 тыс. TEU (перевалка порожних выросла на 3%, груженых – на 8,9%). Что касается внешнеторговых грузопотоков, то экспорт контейнеров за отчетный период сократился на 2,7% до 1,08 млн TEU (груженых – 701,45 тыс. TEU (+12,2%), порожних – 379,94 тыс. TEU (-21,8%). Импорт вырос на 0,9% до 1,1 млн TEU.
Лидерство по объему переработки контейнеров уже давно удерживают порты Балтийского бассейна РФ. Результаты работы за январь-август 2016 года не стали исключением. За исследуемый период контейнерооборот увеличился на 1,5% относительно аналогичного периода прошлого года и составил 1,34 млн TEU. Однако темпы роста постоянно сокращаются. По итогам первого квартала рост этого показателя составлял – 2,1%, в первом полугодии – 3,2%, в январе-июле – 2,9%, в отчетном периоде – 1,5%.
Наибольшую положительную динамику показывает контейнерооборот портов Азово-Черноморского бассейна РФ. По итогам января-августа 2016 года он увеличился на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 428,8 тыс. TEU. По сравнению с показателем за первое полугодие он увеличился на 0,4 процентных пункта с 3,1% до 3,5%.
Темпы падения данного показателя портов Дальневосточного бассейна продолжают сокращаться, несмотря на отрицательные показатели перевалки по сравнению с прошлым годом. Данная тенденция отмечается с начала 2016 года. Так, спад контейнерооборота в январе составил 28,3%, в первом квартале – 19,4%, в первом полугодии – 11,4%, в январе-июле – 9,9%, в отчетном периоде – 7,5%. Объем переработки за 8 месяцев текущего года составил 751,9 тыс. TEU.
Снижение контейнерооборота портов Каспийского бассейна РФ по итогам января-августа 2016 года составил 1,35 тыс. TEU, что на 31% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Напомним, что по итогам 2015 года контейнерооборот портов Каспийского бассейна составил 2,85 тыс. TEU. И можно констатировать, что темпы падения увеличились по сравнению с первым полугодием с 26,3% до 31%, однако немного сократились с максимально высокого уровня, который был отмечен по итогам 7 месяцев – 31,6%.
Объем переработки контейнеров в портах Арктического бассейна года, конечно, меньше, чем в других гаванях РФ, однако постоянно растет. В январе-августе 2016 он увеличился на 9,6% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года до 93,88 тыс. TEU. Хотя еще по итогам 7 текущего года рост варьировался в пределах 3,3-3,5%. При этом доля каботажа контейнеров от общего показателя бассейна по-прежнему составляет 94,3%. И она продолжает увеличиваться – за отчетный период на 9,5% до 88,5 тыс. TEU.
По данным АСОП, контейнерооборот портов России в январе-августе 2016 года сократился на 0,7% и составил 2,6 млн TEU. Груженый экспорт составил 701,5 тыс. TEU, что на 12,2% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Импорт за текущий период даже показал незначительный рост на 0,9% и составил 1,1 млн TEU. А вот объем транзита сильно просел – на 45,9% до 28,1 тыс. TEU. Каботаж стабильно показывает положительную динамику – 6,6% до 400,6 тыс. TEU.
За 8 месяцев среди холдингов РФ в лидеры по контейнерообороту выбился Global Ports. Результат компании за январь-август 2016 года составил 854,3 тыс. TEU, что на 21,8% ниже, чем за аналогичный период 2015 года. Однако, несмотря на отрицательную динамику, на долю холдинга приходится до 32,7% (-8,8 процентных пункта).
Согласно данным Ассоциации морских торговых портов РФ, контейнерооборот Группы Сумма в отчетном периоде сократился на 3,9% до 528,02 тыс. TEU. Доля холдинга составляет 20,2% (-0,7% процентных пункта). А совокупный показатель холдинга UCL Ports, наоборот, увеличился на 52,7% относительно аналогичного периода прошлого года до 379,53 тыс. TEU во многом за счет роста перевалки контейнеров ЗАО «Контейнерный терминал Санкт- Петербург» (КТСП) на 54,8% до 373,25 тыс. TEU. Таким образом доля холдинга составила 14.5%, что на 5,1% процентный пункт выше уровня 2015 года.
Еще один крупнейший терминал ООО «НУТЭП», входящий в холдинг Delo Ports, за отчетный период нарастил перевалку контейнеров на 14,3% до 160,37 тыс. TEU. Доля холдинга составила 6,1% контейнерооборота РФ (+0,8 процентных пункта).
Прочими контейнерными терминалами РФ перевалено 691,85 тыс. TEU, рост к январю-августу 2015 года составил 14,8%, доля – 26,5%. Напомним, что по итогам 2015 года контейнерооборот портов России составил 3,94 млн TEU: экспорт - 1,65 млн TEU, импорт – 1,64 млн TEU, транзит – 66,43 тыс. TEU, каботаж – 591,08 тыс. TEU.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions