RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
19.04.2016 15:17:04
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (I квартал 2016 г.)

Несмотря на то, что 2015 год для портовых компаний выдался нелегким, за первые 3 месяца текущего года операторы портов всех бассейнов, кроме Каспийского, продемонстрировали положительный результат. Можно ли говорить о том, что рынок оживает?

Хорошее начало года

За январь – март 2016-го грузооборот морских портов России, по данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), увеличился на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 167,3 млн т. Отметим, что в 2015-м грузооборот морских портов России за январь – март увеличился по сравнению с 2014 годом на 8,9% и составил 158,6 млн т. А в 2014-м по отношению к 2013 году грузооборот вырос на 5,7% (до 144,5 млн т).
На общее увеличение перевалки грузов повлиял рост объема перевалки как сухогрузов (на 10,6%), так и наливных грузов (на 0,4%).
Объем перевалки сухогрузов в текущем году составил 73,2 млн т. Большая часть грузов продемонстрировала положительную динамику. Так, перевалка угля выросла на 10,5% (до 29,2 млн т), зерна – на 40% (до 7,2 млн т), черных металлов – на 1,5% (до 7 млн т), минеральных удобрений – на 6,1%, объем переработки руды в морских гаванях увеличился в 1,9 раза (до 1,9 млн т). Снизился, пожалуй, только объем перевалки металлолома – на 17,7% (до 0,8 млн т).

Смена лидера не за горами?

Рассматривая объемы перегрузок грузов в распределении по морским бассейнам, следует отметить, что в 2015 году на лидирующее место по объему перегрузок вышел Азово-Черноморский морской бассейн, там перегружается 34,4% всего объема грузов. В Балтийском и Дальневосточном перегружается 34,1 и 25,3% грузов соответственно, доля Арктического бассейна составляет 5,2%, Каспийского – 1%.
По итогам 3 месяцев 2016 года в морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился на 9,8% (до 43,1 млн т). По данным АСОП, объем переработки сухогрузов за данный период по сравнению с 2015 годом вырос на 15,9% (до 24,5 млн т), а наливных – на 2,7% (до 18,6 млн т). Несмотря на то, что объемы перевозок в большинстве бассейнов также растут, по итогам работы в январе – марте 2016-го они показали меньшую динамику.
Так, грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил по результатам 3 месяцев 2016-го 55,4 млн т, увеличившись на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом перевалка сухогрузов выросла на 18,8% (до 21,4 млн т), а наливных – уменьшилась на 4,6% (до 34 млн т).
В портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов остался практически на уровне прошлого года – 56,9 млн т (+0,6%). Объем наливных грузов увеличился на 1,3% (до 36,6 млн т), а сухогрузов – уменьшился на 0,7% (до 20,3 млн т).
Наибольшую динамику по итогам 3 месяцев показали операторы морских терминалов Арктического бассейна, но по объемам они уступают своим коллегам: компании перегрузили 10 млн т грузов, что на 18,3% больше грузооборота аналогичного периода 2015 года. Во многом увеличение достигнуто за счет перевалки наливных грузов, которая выросла на 41,2% (до 4 млн т). Однако объем перевалки сухогрузов за январь – март также продемонстрировал положительную динамику: +6,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до 6 млн т).
Только в Каспийском бассейне в морских портах было перегружено 1,8 млн т грузов, что на 5% ниже уровня прошлого года за январь – март. Из них наливных – 0,8 млн т (-10,8%), сухогрузов – 0,9 млн т (+1,1%).

Контейнерооборот наоборот

Контейнерооборот российских портов по итогам 3 месяцев 2016-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продолжает снижаться. Падение составило 5%. За январь – март 2016-го в портах было переработано 950,2 тыс. TEU против 1 млн TEU за аналогичный период 2015 года
По итогам отчетного периода порты России перевалили на 57,4% меньше транзитных контейнеров, чем в I квартале 2015 года (9,6 тыс. против 22,5 тыс. TEU). Спад перевалки экспортных контейнеров составил 6,7% (с 432,5 тыс. до 403,3 тыс. TEU). В то же время импорт контейнеров почти не сократился – падение составило всего 0,1% относительно аналогичного периода прошлого года (410,3 тыс. против 410,9 тыс. TEU в 2015 г.).
Во всех бассейнах, за исключением Арктического и Балтийского, в I квартале 2016-го отмечено падение контейнерооборота. Так, порты Дальневосточного бассейна перевалили на 19,4% меньше контейнеров, чем в 2015-м, порты Азово-Черноморского – на 2,7% меньше, Каспийского – на 19,4% меньше. В Арктическом и Балтийском бассейнах контейнерооборот вырос на 9,8 и 2,1% соответственно.
Доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составила 52,8%, Дальневосточного – 25,9% от совокупного контейнерооборота российских портов.
Напомним, что по итогам 2014 года контейнерооборот портов России составил 5,28 млн TEU: экспорт – 2,3 млн TEU, импорт – 2,29 млн TEU, транзит – 100,5 тыс. TEU, каботаж – 586 тыс. TEU. Хотя уже к концу 2015-го отмечалось некоторое снижение темпов падения контейнерооборота, тем не менее по итогам прошлого года контейнерооборот портов РФ составил 3,94 млн TEU.
Татьяна Симонова

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Предложения партнеров
Загрузка...
Loading...

На ту же тему
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь-февраль 2017 г.)

Обзор грузооборота морских портов России (январь-февраль 2017 г.)
По данным Ассоциации морских торговых портов РФ, в январе-феврале 2017 года грузооборот морских портов России увеличился на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 114,8 млн т. Отметим, что за два первых месяца 2016 года динамика была не столь жизнеутверждающей. Но стоит ли надеяться, что с таким началом по итогам года объем перевалки грузов будет значительно выше, чем годом ранее?
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь 2017 г.)

Обзор грузооборота морских портов России (январь 2017 г.)
По данным Ассоциации морских торговых портов РФ, в январе 2017 года грузооборот морских портов России увеличился на 12,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 59,6 млн т. Начало вполне успешное, удастся ли стивидорам сохранить такой темп?
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России. Итоги 2016 года

Обзор грузооборота морских портов России. Итоги 2016 года
Сложная экономическая ситуация, развертывание санкционной политики, сокращение инвестиций – все это не позволило российским портам в 2015-м нарастить перевалку грузов. Однако в прошлом году ситуация изменилась. По итогам года грузооборот российских морских портов составил 721,9 млн т, что выше уровня 2015-го на 6,7%. Более того, в прошедшем году удалось нарастить даже контейнерооборот – на 1,4%.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Новости партнеров
Загрузка...
Loading...
Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум

Устав железнодорожного транспорта предусматривает ответственность не только перевозчика, но и отправителей (получателей) грузов, за убытки, возникшие на сети по их вине в случае аварийных ситуаций при перевозках. В Минтрансе предложили поправку в закон, дополняющую этот список строкой о компенсации расходов перевозчику в связи с отцепкой вагонов в ТОР. Поможет ли это укрепить безопасность на сети РЖД?

60 60
Нет, это мало что изменит
20 20
Да, это поможет укрепить безопасность на сети
20 20
Воздерживаюсь от ответа
Все опросы
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions