В эксплуатации российского речного флота сейчас находится более 3 тыс. судов возрастом более 50 лет, а также около 7 тыс. ед. возрастом от 40 до 50 лет, которые должны быть списаны в ближайшие 5–10 лет. Судостроители готовы производить 300–500 различных коммерческих кораблей в год. При этом ежегодно будет списываться 1–2 тыс. судов средней длиной около 40 м и средней грузоподъемностью около 1 тыс. т, которые составляют основу грузового флота России.
За последние 10 лет было построено всего около 250 кораблей со схожими техническими характеристиками. Это говорит о неготовности судостроителей замещать весь списываемый речной флот большой грузоподъемности. Помимо износа основных фондов предприятий (более 70% отрасли), наблюдается еще и кадровый дефицит. Заводы для сохранения хозяйственной деятельности берутся за любые существующие заказы, таким образом, гражданское судостроение оказывается в минусе.
Тем не менее если министерства транспорта, промышленности и туризма всерьез заинтересуются и займутся стратегическим развитием речных транспортных коридоров России, как это было во времена Российской империи до появления железнодорожного сообщения и при модернизации этих водных коридоров в советское время, тогда грузовладельцы и инвесторы также будут видеть потенциал для ведения бизнеса на речных артериях нашей страны, а у судостроителей появятся заказы и возможность для наращивания темпов строительства флота.
Автор: Дмитрий Зотов, генеральный директор ПАО «ТрансФин-М»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.