RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
12.04.2016 22:26:23
Водный транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Российский опыт внедрения городского речного общественного транспорта нельзя назвать удачным

Предложения возобновить регулярные пассажирские перевозки по Москве-реке звучат давно, с каждым днем эта тема поднимается все чаще, но перспективы создания речного пассажирского транспорта в городе вызывают ряд вопросов. С одной стороны, Москва-река пересекает город по диагонали, а это порядка 210 км судоходного пути. Эти характеристики можно успешно использовать для переноса транспортной нагрузки с некоторых маршрутов наземных перевозок. С другой - для реализации такого масштабного проекта требуется глубокое исследование экономической эффективности и потенциальных рисков. Первоочередная задача – создание комплекса объектов водного транспорта, привязка станций-портов посадки и высадки пассажиров речного транспорта к основным пересадочным узлам на иные виды городского транспорта. Система речного городского пассажирского транспорта должна быть всецело интегрирована в единую транспортную городскую сеть Москвы, что должно обуславливаться, в частности, наличием единых билетов на все виды городского транспорта.
Российский опыт внедрения городского речного общественного транспорта нельзя назвать удачным
Предложения возобновить регулярные пассажирские перевозки по Москве-реке звучат давно, с каждым днем эта тема поднимается все чаще, но перспективы создания речного пассажирского транспорта в городе вызывают ряд вопросов. С одной стороны, Москва-река пересекает город по диагонали, а это порядка 210 км судоходного пути. Эти характеристики можно успешно использовать для переноса транспортной нагрузки с некоторых маршрутов наземных перевозок. С другой - для реализации такого масштабного проекта требуется глубокое исследование экономической эффективности и потенциальных рисков. Первоочередная задача – создание комплекса объектов водного транспорта, привязка станций-портов посадки и высадки пассажиров речного транспорта к основным пересадочным узлам на иные виды городского транспорта. Система речного городского пассажирского транспорта должна быть всецело интегрирована в единую транспортную городскую сеть Москвы, что должно обуславливаться, в частности, наличием единых билетов на все виды городского транспорта.

Особого внимания требует разработка основы нормативно-правовой основы деятельности нового вида городского общественного транспорта, с учетом необходимости его интеграции с другими видами транспорта. Так как правовое регулирование деятельности общественного городского транспорта находится в ведении субъекта РФ, создание нормативно-правовой базы в сфере речного городского транспорта не представляется крайне затруднительным. Это подтверждается и зарубежной практикой. Например, в Амстердаме по единому проездному билету пассажиры могут воспользоваться услугами перевозок на паромах и речных трамваях. В Бангкоке речной транспорт по стоимости проезда сравним с автобусным, и регулярно курсирует в соответствии с установленным расписанием. Паромный общественный транспорт работает в Гонконге, и в Стамбуле. А в Венеции, к примеру, водный пассажирский транспорт - единственный доступный способ перемещения по городу, рейсовые катера перевозят пассажиров по аналогии с метрополитеном в соответствии с формализованной схемой.
Российский опыт внедрения речного городского общественного транспорта пока нельзя назвать удачным. Как известно, по Москве-реке долгое время ходили речные трамваи, которые по большей части использовались туристами, а позже этот вид городского транспорта был вовсе ликвидирован. В Санкт-Петербурге курсирует водный общественный транспорт «Аквабус». Маршрут судов проходит по Неве из спальных районов города в исторический центр, деловые кварталы Петербурга. Такой маршрут оказался не слишком популярным, что обусловлено более высокой, чем на других видах общественного транспорта, стоимостью – в районе 100-191 рублей. Годом ранее в Нижнем Новгороде был внедрен пилотный проект по перевозкам пассажиров речным городским транспортом, однако, решение о введении регулярного маршрута так и не было принято.
Основываясь на российском опыте, становится понятно, что проект по созданию речного городского общественного транспорта требует тщательного анализа и ответом на большое количество вопросов. Есть ли объективная заинтересованность жителей Москвы в открытии маршрутов речного общественного транспорта? Будет ли новый вид транспорта осуществлять свою деятельность круглогодично или лишь в рамках летней навигации? Все эти вопросы предопределяют другой, важнейший вопрос: каков прогнозируемый пассажиропоток на речном городском транспорте? Приведет ли запуск речного городского транспорта к разгрузке столичных дорог и снижению количества пассажиров в метрополитене в часы пик? Таким образом, основной проблемой внедрения регулярных пассажирских перевозок по Москве-реке является риск экономической неэффективности проекта из-за необходимости осуществления несоизмеримых затрат для организации новой транспортной инфраструктуры при весьма низком уровне пассажиропотока. Более того, нет уверенности и в том, что запуск проекта речного городского транспорта хоть в какой-либо мере решит проблемы загруженности московских дорог.

Андрей Лебедев,

генеральный директор ГК «Крикунов и партнеры»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

К 2018 году останется только 14 глобальных контейнерных операторов из 17

К 2018 году останется только 14 глобальных контейнерных операторов из 17
К 2018 году останется только 14 глобальных контейнерных операторов из 17, работающих сегодня. За 2016 год с рынка ушли Hanjin Shipping (170 ед. флота), Bulk Invest (160 ед. флота), Giuseppe Bottiglieri (12 ед. флота), Prisco International (9 ед. флота) и Lithuanian Shipping (5 ед. флота). В текущем году некоторые слияния находятся еще в процессе обсуждения. Однако уже известно, что, например, Messina продает 49% компании в адрес MSC, только чтобы получить кредитование операционной деятельности как следствие убытков 2016 года и кредитной нагрузки из-за строительства новых судов. Другие случаи связаны с изменением позиций глобальных операторов на рынке. Очередное банкротство ожидается на днях от Rickmers, которое будет не менее болезненным, чем Hanjin.
РЖД-Партнер

Шире подходы – больше объемы

Шире подходы – больше объемы
Без качественного развития подходов к портам Северо-Запада регион может потерять существующие объемы грузопотока.
РЖД-Партнер

У Группы «Сумма» большие планы в отношении Новороссийского морского торгового порта

У Группы «Сумма» большие планы в отношении Новороссийского морского торгового порта
Группа компаний «Сумма» Зиявудина Магомедова рассчитывает расширить свою долю в Новороссийском морском торговом порте (НМТП) и явно планирует в ближайшей перспективе стать его единоличным владельцем. НМТП является ведущим стивидорным оператором в России, занимает третье место среди европейских портов (после Роттердама и Антверпена) по объему грузооборота и насчитывает девять стивидорных компаний различной специализации. Все это делает НМТП весьма привлекательным активом.

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions