Их мотивация объяснима: чем больше судно, тем ниже издержки на переправку одного TEU. Однако в то же время недогруз крупных судов становится более убыточным в сравнении со схожей ситуацией с малым судном. Такие масштабные изменения на рынке морских контейнерных перевозок происходят редко. В таких случаях, благодаря консолидации, крупные игроки рынка рассчитывают восполнить необходимый объем транспортируемого товара за счет союзной компании-оператора. Рынок достиг критического роста совокупного крупнотоннажного грузового флота. В итоге мы наблюдаем экономическое отражение технологического прогресса.
Рост спроса на морские контейнерные перевозки из Азии в Европу в первом квартале 2017 года на 4,9% связан с естественным увеличением объемов производимой продукции. Он не может быть связан с желанием грузоотправителей избежать возможных срывов поставок в апреле из-за реструктуризации системы альянсов, как считают коллеги из Drewry.
Ни один производитель не стал бы наращивать объемы производства на первый квартал года ради того, чтобы сократить издержки от возможных изменений расписания и снижения пунктуальности услуг. По направлению Азия – Европа транспортируются готовые промышленные товары, производители которых не накапливают продукцию на складах в ожидании увеличения спроса. Это серийный процесс.
Дальнейшее повышение востребованности данного вида перевозок не вызовет дисбаланс между спросом и вместимостью в годовой перспективе. Есть риск того, что показатели начнут колебаться в конце года, когда запланирована поставка ряда сверхбольших контейнеровозов (ULCV). Но рынок всегда придерживается оптимальной линии.
Сегодня ключевую роль в мировой системе морского контейнерного товарооборота играют суда Super-Post-Panamax Class вместимостью 13 тыс. TEU и Feeder – 1700 – 2500 TEU.
Автор: Александр Кузнецов, профессор кафедры портов и грузовых терминалов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.