+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.09.2016 10:32:00
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Тарифами по воде

Для привлечения грузов на водный транспорт в Минтрансе РФ в качестве  одной из мер поддержки речной отрасли рассматривают возможность отмены на период речной навигации скидок для массовых и тяжеловесных грузов, перевозимых по железной дороге. Однако сама по себе подобная инициатива едва ли способна решить проблему ухода грузов с реки, поскольку основным препятствие для расширения грузовой работы эксперты считают проблему инфраструктурных ограничений.

От мелководья к недогрузу

К главным проблемам речного транспорта специалисты отрасли прежде всего относят снижение глубины водных путей. За последние 25 лет она сократилась в среднем на четверть, при этом протяжённость путей с гарантированными габаритами судового хода снизилась на 30 %. Эти факторы усугубляются и наблюдаемой за последний период маловодностью целого ряда судоходных артерий. Особенно актуален вопрос обмеления для Алтайского и Забайкальского края, Архангельской, Астраханской, Ростовской областей, республик Татарстан и Башкортостан. На сегодня определено 48 участков протяжённостью более 5 тысяч километров, где глубина рек не позволяет проходить судам в обычном режиме. Очевидно, что в подобных условиях более половины судов не в состоянии ходить с полной загрузкой, что ведёт к увеличению количества убыточных рейсов. В итоге, согласно прозвучавшим на заседании президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей цифрам, грузооборот водного транспорта уменьшился в 3,3 раза. Если в 1990 г. грузооборот водного транспорта был сопоставим с автомобильным, то сейчас этот разрыв увеличился в четыре раза. К примеру, в 1980 г. по рекам было перевезено 481 млн. т. грузов, в 2015-м – 120 с небольшим. Примечательно, что в Китае, где протяжённость рек сопоставима с российской, грузооборот по водным путям превышает российский в 12 раз. А если сравнивать использование водных путей с другими видами транспорта, то российские объёмы грузооборота отстают даже от тех стран, где протяжённость рек на порядок меньше, чем у нас. Это такие европейские страны, как Нидерланды, Германия, Франция.
На реках страны резко сократились и объемы пассажирской работы. В том же 1980 г. они доходили до 103 млн. человек, в 2015-м было перевезено всего 13,5 млн. пассажиров. На Единой глубоководной системе сложилось немало мелких мест, где глубина значительно ниже минимально необходимой для судоходства. Это привело к разделению Волги и Нижнего Дона на отдельные участки и стало причиной фактически полного прекращения сквозного судоходства для грузовых и пассажирских судов на главных реках страны. Потеряны популярные – и прежде всего для въездного туризма – сквозные маршруты из Петербурга и Москвы в направлении южных регионов России.

Гидроузел проблем

На этом фоне достижение сбалансированности грузоперевозок различными видами транспорта, в частности, смещении акцентов перевозочного процесса в сторону речного транспорта, выдвигается Минтрансом в качестве одного из приоритетов развития транспортной отрасли. Причем достичь этого предлагается путем отмены скидок для массовых и тяжеловесных грузов на железной дороге во время речной навигации, а так же введением дополнительного акциза на дизтопливо для фур и дальнейшем повышением тарифа по системе «Платон». Полученные средства можно будет направить на нормативное финансирование содержания водных путей. Если этого не сделать, то устранить «узкие места» будет невозможно, а параметры судоходных путей еще более ухудшатся, что увеличит нагрузку на дорожную сеть страны и приведет к дисбалансу всей транспортной системы, - заявляют в Минтрансе. По расчетам ведомства на эти цели требуется тратить чуть более 21 млрд руб. ежегодно. На сегодня недостаток средств составляет около 8 млрд руб. «Сознавая трудность обеспечения финансирования гидроузлов до 2020 г., рабочей группой были сформулированы предложения по определению возможных источников финансирования этих затрат. Стимулом для переориентации навалочных и тяжеловесных грузов будет взимание дополнительного акциза на дизельное топливо, используемого преимущественно большегрузными коммерческими автомобилями», - сообщил М. Соколов. Таким образом, по прогнозам председателя комитета ГД по транспорту Евгения Москвичева, в течение трёх лет до 25 % объёма перевозок сыпучих грузов сможет уйти на реку.
Однако в конечном итоге тарифные новации могут привести к дополнительным издержкам участников рынка, поэтому сами перевозчики не спешат менять устоявшуюся логистику, поскольку в речной отрасли есть значительный потенциал привлечения внутренних резервов для собственного развития. Это, прежде всего, средства частных инвесторов, заинтересованных в модернизации портовой инфраструктуры, создании современных контейнерных терминалов и обновление флота. Сегодня много проблем на внутренних водных путях связано с неэффективным содержанием причальной инфраструктуры. Подавляющая часть причальных сооружений является федеральной собственностью, не имеющей эффективного балансодержателя. Поэтому хотя бы те причалы, которые задействованы в обслуживании социальных перевозок было бы целесообразным передать в собственность субъектов или даже муниципалитетов, считает губернатор Астраханской области Александр Жилкин.
В сфере морских перевозок вопрос о передаче причалов в управление частным компаниям в рамках государственно-частного партнерства уже прорабатывается в Минвостокразвитя совместно с другими ведомствами. Возможно, аналогичная инициатива может быть рассмотрена и в отношении инфраструктуры речной отрасли.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions