RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
10.03.2016 15:54:56
РЖД-Партнер

Речные чаяния и надежды

Накануне начала речной навигации правительство РФ утвердило Стратегию развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 года. Она предусматривает комплекс мер, направленных на качественное изменение состояния внутреннего водного транспорта и обеспечение потенциала для реальной конкуренции с наземными видами транспорта. Однако удастся ли благодаря ее реализации вернуть грузы на воду?
 

Стратегический курс

Правительство Российской Федерации утвердило Стратегию развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года. Документ снабжен актуализированным анализом текущей ситуации. 

На его основе и обобщения современного состояния, проблем и возможностей развития внутреннего водного транспорта (ВВТ) как структурного элемента транспортной системы России в Стратегии определены цели, задачи и целевые индикаторы. Документ сформирован также с учетом падения объемов грузовых и пассажирских перевозок по реке, включая проблемы с качественными параметрами судовых ходов, наличием узких мест и трудностями обновления флота. Реализация Стратегии будет способствовать повышению уровня доступности и качества транспортных услуг для снабжения регионов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока

Сейчас на долю внутреннего водного транспорта РФ приходится менее 2% общего объема перевозок грузов и грузооборота всех видов транспорта, отмечается снижение объемов перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, в том числе на социально значимых маршрутах.

Напомним, что проект Стратегии был рассмотрен и одобрен на заседании правительственной комиссии по транспорту 26 января 2016 года.

Отметим, что Стратегию планируется реализовать в два этапа: I этап – до 2020 года, II этап – 2021–2030 гг. Сегодня протяженность внутренних водных путей в России – более 100 тыс. км. Помимо естественных водоемов, инфраструктуру внутренних водных путей составляют гидротехнические сооружения, такие как шлюзы, насосные станции, гидроэлектростанции, плотины и дамбы, а также речные порты. Всего на российских реках работает 723 гидротехнических сооружения и 130 портов.

Грузам нужен флот

На классификационном учете ФАУ «Российский речной регистр» по данным на 31 декабря 2015 года находилось 23,5 тыс. судов. По сравнению с 2014-м общее их количество увеличилось на 822 ед. Состав флота сегодня насчитывает 14,8 тыс. самоходных и 8,7 тыс. несамоходных судов, в том числе 6,4 тыс. маломерных судов. Из общего количества флота, состоящего на учете, число судов смешанного плавания («река-море») составляет: 1195 ед. – класса М-ПР, 626 ед. – М-СП, 313 ед. – О-ПР (буквенные обозначения определяют конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в морских районах. – Прим. ред.).

В ведомстве отмечают, что состав основного ядра флота по целому ряду типов судов продолжает сокращаться. В 2015 году на 31 ед. снизилось количество пассажирских и грузопассажирских судов, на 81 ед. – самоходных сухогрузных и наливных, на 179 ед. – буксирных и на 95 ед. – несамоходных сухогрузных и наливных судов.

Согласно Стратегии необходимо построить более 13,5 тыс. новых судов, в том числе 490 судов смешанного плавания («река-море»). По данным ФАУ «Российский речной регистр», в 2015 году под техническим наблюдением специалистов ведомства было построено 103 судна. Из них 52 ед. – самоходные, а 12 ед. – смешанного плавания («река-море»).

К тому же, как отмечают эксперты, налицо дисбаланс между военным и гражданским флотом – сегодня российское судостроение все более ориентировано на нужды военных. По итогам прошлого года можно было наблюдать уникальную ситуацию – количество построенных в России военных кораблей превысило количество гражданских.

Одним из основных препятствий в развитии речных перевозок и речного флота вообще является крайнее старение речного транспорта. Средний возраст грузового флота, который сегодня составляет 32 года, к 2030-му должен снизиться до 25 лет, а его энергоемкость – уменьшиться на треть. Кроме того, предполагается реализовать ряд инвестиционных проектов, которые позволят увеличить пропускную способность водных путей, в частности, речь идет о строительстве новых шлюзов, расширении и углублении участков путей, чтобы они могли пропускать более габаритные суда с полной загрузкой.

Обновленная инфраструктура привлечет грузоотправителей

Реализация Стратегии позволит в течение 15 лет значительно повысить пропускную способность Единой глубоководной системы (ЕГС) европейской части России. Это будет способствовать более полному использованию провозной способности флота, что, в свою очередь, даст возможность увеличить объемы перевозок грузов в европейских речных бассейнах, включая транзитные, более чем в 2 раза.

В числе инвестиционных проектов, которые предполагается реализовать до 2020 года: строительство второй нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла, реконструкция гидротехнических сооружений на судоходных каналах имени Москвы, Волго-Балтийского водного пути, Волго-Донского и Беломорско-Балтийского каналов, а также шлюзов Волжского и Камского бассейнов. Кроме того, предполагается разработать масштабный проект новых шлюзов Волго-Донского пути. Общий объем финансирования Стратегии составит порядка 2 трлн руб. Из них около 740 млрд руб. выделит федеральный бюджет, порядка 60 млрд руб. – региональные и местные бюджеты и более 1 трлн руб. составит внебюджетное финансирование. Помимо этого, запланирована реализация крупных инфраструктурных проектов: строительство Нижегородского низконапорного гидроузла на Волге и Багаевского низконапорного гидроузла на реке Дон. Первый проект уже включен в соответствующую федеральную целевую программу (ФЦП), проектирование находится в завершающей стадии. Включение в ФЦП «Багаевки» судоходное сообщество ожидает в ближайшее время. На втором этапе (2021–2030 гг.) ожидается развитие речных перевозок, в том числе перевозок грузов в контейнерах, ускорение темпов строительства нового пассажирского и грузового флота, повышение конкурентоспособности и рентабельности судоходного бизнеса в России.
За счет государственных капитальных вложений будет продолжена реконструкция судоходных гидротехнических сооружений, а также строительство судов обслуживающего флота. Средства бюджетов субъектов Российской Федерации планируется направлять на развитие социально значимых пассажирских перевозок. Внебюджетные средства будут привлекаться для строительства грузового и пассажирского флота, служебно-вспомогательных судов, финансирования коммерческих проектов развития инфраструктуры портов и иных объектов инфраструктуры ВВП на условиях государственно-частного партнерства. В частности, возможен вариант строительства вторых ниток шлюзов Волго-Донского водного пути на основе инвестиционных соглашений или концессии. Утверждение правительством России Стратегии развития ВВТ, определившее вектор на 15 лет, позволит самому экономичному, энергоэффективному, экологически дружественному и безопасному виду транспорта составить конкуренцию более востребованным сегодня видам транспорта.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

«Укрзализныця» организует пилотную отправку контейнеров на Китай через Черное и Каспийское моря

Мининфраструктуры Украины и ПАО «Укрзализныця» запускают в пилотном режиме контейнерный поезд, обслуживающий маршрут Украина – Грузия – Армения – Казахстан – Китай. 

РЖД-Партнер

Латвийская BMGS добилась временной приостановки конкурса на реконструкцию причалов в Клайпеде

C​уд временно приостановил проведение подрядного конкурса на реконструкцию причалов Клайпедского морского порта - такого решения добивалась не выигравшая конкурс латвийская строительная компания BMGS.
 

РЖД-Партнер

Итоги навигации-2015

В 2014 году падение объема грузов произошло на 5 млн т по отношению к 2013-му, а в 2015-м – еще на 4,4 млн т. В итоге в сравнении с 2013 годом грузопоток по водному пути уменьшился в 3 раза. Продолжится ли эта тенденция в 2016-м? Или все-таки если известны причины снижения перевозок грузов по воде, то можно их устранить?
 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру