RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
22.06.2016 17:40:45
РЖД-Партнер

Проект порта Тамань: концессионер и инвестор пока не определены

Перспективы строительства порта Тамань в настоящий момент остаются неясными: концессионер и основной инвестор проекта пока не определены. При этом в правительство РФ направлен проект распоряжения о назначении ООО «РМП-Тамань» концессионером, а о готовности стать основным инвестором уже заявило ПАО «Новороссийский морской торговый порт». Однако точки зрения регуляторов на порядок определения концессионера пока расходятся, а участники рынка считают, что намерения НМТП имеют скорее политическое, нежели экономическое, значение. 

Таманные перспективы
На днях многие СМИ опубликовали информацию о том, что проект строительства порта Тамань может официально стартовать в ближайшее время, так как, возможно, будет назначен его концессионер в лице ООО «РМП-Тамань». На конец июня запланировано согласительное совещание у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, в рамках которого будет предпринята попытка разрешить нюансы взаимодействия двух министерств – финансов и транспорта. В настоящее время точки зрения ведомств на порядок реализации проекта порта Тамань расходятся: Минфин предпочитает конкурсный отбор концессионера, а Минтранс считает, что он должен быть назначен распоряжением правительства.


При этом 17 июня 2016 года в ходе XX Петербургского международного экономического форума генеральный директор ФКУ «Ространсмодернизация» Илья Гудков заявил, что завершить корректировку проекта «Строительство сухогрузного района морского порта Тамань» и определить основные параметры будущего концессионного соглашения по данному проекту планируется в начале 2017 года. По словам И. Гудкова, корректировка проекта уже ведется. В первую очередь она коснется его железнодорожной части с учетом реализации проекта обеспечения транспортной доступности Республики Крым (строительство моста). «Следующим этапом будет уже корректировка проекта самого порта, мы ожидаем, что это произойдет в начале 2017 года, – сказал И. Гудков. – Тогда же будут определяться параметры взаимодействия «Росморпорта» с группой инвесторов, что повлияет, естественно, на конфигурацию будущего концессионного соглашения. Сейчас конкретного решения по концессии нет».


Напомним, что создание сухогрузного района порта Тамань предусматривает строительство морских терминалов по перевалке угля, серы, металлов, минеральных удобрений, а также масличных и бобовых культур на Таманском полуострове. По проекту получены положительные заключения Главгосэкспертизы и государственной экологической экспертизы. Проектная мощность порта составит 91,4 млн т в год, в том числе на первом этапе, планируемом к реализации до 2020 года, – 46,7 млн т. Сумма инвестиций определена на уровне 88 млрд руб. Проект планируется реализовать на условиях государственно-частного партнерства путем заключения концессионного соглашения. В качестве инвесторов (операторов) терминалов на первом этапе предполагается участие в проекте НМТП, УК «Металлоинвест», МХК «ЕвроХим», УК «Кузбассразрезуголь», «Астон» и ХК «Форум».

Подписали и обсудили
В рамках ПМЭФ-2016 также было подписано между «Росморпортом» и ПАО «НМТП» соглашение о намерениях, определяющее условия участия общества в проекте строительства и эксплуатации сухогрузного района морского порта Тамань. В документе определен предполагаемый порядок взаимодействия сторон в случае реализации проекта. В самой группе НМТП отмечают, что все положения данного сообщения, за исключением фактов, являются прогнозными. «Несмотря на то, что группа «НМТП» считает, что прогнозные ожидания базируются на обоснованных предположениях, данные прогнозы ни при каких обстоятельствах не могут быть истолкованы как гарантии будущих показателей деятельности», – сообщается в официальном пресс-релизе компании. Поясняется и то, что компания подвержена специфическим видам риска, связанным как со стивидорной, так и с общеэкономической деятельностью, а также бизнес-конъюнктурой, поэтому ее намерения в зависимости от рыночных условий могут измениться.


Подписанный документ, естественно, подвергся обсуждению тут же, на ПМЭФ-2016. В частности, генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Тарасенко пояснил, что он не является соглашением о приобретении контрольного пакета в данном проекте. «НМТП был первым инвестором, изъявившим желание купить долю в проекте, но это еще не значит, что он получил или получит контрольный пакет акций, – прокомментировал А. Тарасенко. – Сделка долгосрочная в части проверки предприятия, его финансовой готовности. На сегодняшний день говорить о том, что уже куплен пакет акций, нельзя. Это предпосылка к сделке».


По мнению директора по развитию ИАА «ПортНьюс» Надежды Малышевой, намерение НМТП участвовать в проекте сухогрузного района порта Тамань имеет, скорее, политическое значение. «У группы «Сумма», в которую входит НМТП, значительное политическое влияние в стране в силу широкой географии и спектра деятельности своих структур, – поясняет она. – Долгое время «Сумма» не только не поддерживала проект создания нового сухогрузного района порта Тамань, но и видела в нем конкурента для развития свои портовых мощностей в Новороссийске». Однако ситуация изменилась примерно год назад, после совещания по вопросу развития черноморских портов, которое проводил в Новороссийске президент РФ Владимир Путин. Тогда руководство «Суммы» согласилось с аргументами в пользу строительства нового глубоководного порта вместо попыток развивать морской порт в черте крупного города, окруженного высоким горным массивом. «Прошедший год, вероятно, позволил менеджерам НМТП и проекта в Тамани обсудить детали возможного сотрудничества, что и привело к заключению соглашения о намерениях в рамках ПМЭФ», – полагает Н. Малышева.
По мнению эксперта, стоит отметить тот факт, что соглашение не несет каких-либо обязательств каждой из сторон, однако дает положительный PR-эффект для НМТП и добавляет политический вес проекту в Тамани. «По некоторой информации, в ближайшее время состоится очередное совещание у вице-премьера Аркадия Дворковича по проекту создания сухогрузного района порта Тамань, – уточняет Н. Малышева. – Присоединение к проекту группы «Сумма», даже в форме декларации о намерениях, наряду с планами вхождения в проект иностранных инвесторов усиливают позиции Минтранса на предстоящем совещании».

Готов к инвестициям?
Группа «НМТП» является крупнейшим российским портовым оператором по объему грузооборота и объединяет ОАО «НМТП», ООО «Приморский торговый порт», ОАО «Новороссийский зерновой терминал», ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», ОАО «Флот НМТП», ОАО «Новорослесэкспорт», ОАО «ИПП», ООО «Балтийская стивидорная компания» и ЗАО «СФП». Акциями НМТП владеют СП группы «Сумма» и «Транснефти» (50,1%), Росимущество (20%), структуры РЖД (5,3%) и дочерняя компания «Транснефти» – ЗАО «Транснефть-Сервис» (10,5%). Остальные акции находятся у миноритариев. Чистая прибыль группы по МСФО в I квартале 2016 года выросла почти в 3 раза (до $210,2 млн). Грузооборот терминалов группы «Новороссийский морской торговый порт» за январь – май 2016-го увеличился на 6,7% относительно аналогичного периода прошлого года и достиг 62,6 млн т. В частности, перевалка наливных грузов выросла на 5,7% (до 48,9 млн т), объемы навалочных грузов увеличились на 14,5% и достигли 5 млн т, объемы перевалки генеральных грузов возросли на 7% (до 6,3 млн т), контейнерооборот увеличился на 10% и составил 2,3 млн т (или 210 тыс. TEU).


С одной стороны, положение НМТП выглядит вполне устойчивым. С другой – деятельность компании осуществляется в достаточно сложных условиях, связанных не только с ухудшением общей экономической ситуации в стране, но и с обслуживанием имеющихся у предприятия кредитов.


Так, в январе 2016 года стало известно о том, что акционеры НМТП решили отказаться от выплаты дивидендов за 9 месяцев с учетом экономической ситуации. Об этом, в частности, сообщало агентство ТАСС со ссылкой на Максима Гришанина, первого вице-президента «Транснефти» (которая является одним из акционеров порта). Он пояснял, что акционеры «решили подождать и оставить деньги в компании, чтобы обеспечить ее стабильную работу, в том числе обслуживание кредитов». Тогда же появилась и информация о том, что компания отказалась от выплаты дивидендов из-за денег, зависших во Внешпромбанке. Речь шла о сумме, превышающей 3 млрд руб. Напомним, что в конце января текущего года было принято решение об отзыве лицензии у Внешпромбанка. При этом фактически его деятельность была приостановлена в середине декабря 2015-го, но ЦБ медлил с финальным решением из-за активности крупных кредиторов. Всего на выплату дивидендов в НМТП планировалось направить 1,5 млрд руб., а по итогам 2014 года компания направила на эти цели нераспределенную прибыль прошлых лет в размере 4,5 млрд руб.
Насколько в настоящее время НМТП готов стать основным инвестором проекта строительства порта Тамань? По словам одного из участников рынка, даже поверхностный взгляд на основные активы группы «Сумма» создает впечатление о том, что компания серьезно закредитована и при этом обременена достаточным количеством различных инвестпроектов (порт Зарубино и пр.), которые также развиваются на кредитной основе. «Финансовое положение группы, мягко говоря, непрозрачно, – отмечает эксперт. – При этом понятно, что компания располагает достаточно большим административным ресурсом, который позволяет подтягивать кредиты». Однако в любом случае кредитование не может быть бесконечным, поэтому говорить о том, что «Сумма» может стать ключевым инвестором, – означает приукрашивать действительность.


«Более вероятными можно считать планы вхождения НМТП в строительство, например, одного из терминалов Тамани», – считает эксперт.
По мнению ряда отраслевых аналитиков, в настоящий момент решение вопроса о назначении концессионера проекта гораздо важнее выбора инвестора.


«Одна из серьезных причин того, что проект до сих пор стоит на месте, – это отсутствие законного права, в том числе у «РМП-Тамань», действовать на тех условиях, которые анонсируются, то есть на условиях концессии», – говорит один из отраслевых экспертов. Кстати, специалисты считают, что концессия как форма сотрудничества инвесторов в сфере транспортной инфраструктуры в настоящее время находится вне конкуренции. Так, по мнению юриста практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы Vegas Lex Михаила Корнева, в будущем альтернативу концессии составит принятый в июле 2015 года ФЗ № 224 «О государственно-частном партнерстве», но сейчас ситуация такова: если проект может быть реализован на основе концессионного соглашения, при прочих равных условиях стоит выбирать именно этот формат. «При этом нельзя сказать, что концессия – идеальный инструмент, он имеет свои недостатки, – поясняет М. Корнев. – Тем не менее концессия много лет известна рынку, в том числе финансирующим организациям. По ней наработана практика, то есть и инвесторы, и органы государственной власти начали привыкать к этой форме взаимодействия».
Марина Ермоленко

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

«Укрзализныця» организует пилотную отправку контейнеров на Китай через Черное и Каспийское моря

Мининфраструктуры Украины и ПАО «Укрзализныця» запускают в пилотном режиме контейнерный поезд, обслуживающий маршрут Украина – Грузия – Армения – Казахстан – Китай. 

РЖД-Партнер

Латвийская BMGS добилась временной приостановки конкурса на реконструкцию причалов в Клайпеде

C​уд временно приостановил проведение подрядного конкурса на реконструкцию причалов Клайпедского морского порта - такого решения добивалась не выигравшая конкурс латвийская строительная компания BMGS.
 

РЖД-Партнер

Итоги навигации-2015

В 2014 году падение объема грузов произошло на 5 млн т по отношению к 2013-му, а в 2015-м – еще на 4,4 млн т. В итоге в сравнении с 2013 годом грузопоток по водному пути уменьшился в 3 раза. Продолжится ли эта тенденция в 2016-м? Или все-таки если известны причины снижения перевозок грузов по воде, то можно их устранить?
 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions