+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.02.2015 17:37:30
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Поправки в ФЗ «О морских портах в РФ» гармонизируют взаимодействие между смежными видами транспорта – АСОП

Подготовленные поправки в ФЗ «О морских портах в РФ» являются шагом вперед на пути к гармонизации деятельности железнодорожного перевозчика и операторов морских терминалов, говорится в заявлении Ассоциация морских торговых портов (АСОП), предоставленном ИА РЖД-Партнер.ру.

По мнению представителей АСОП, пока данные изменения не вполне отвечают требованию создания паритета сторон и в этом смысле еще требуют тонкой настройки.

Значение морских портов для развития экономики страны чрезвычайно велико, указывается в заявлении. Современный морской порт – это крупный транспортный узел, который связывает различные виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и др. Портовая деятельность является стратегическим аспектом развития экономики государства и одним из ключевых звеньев функционирования транспортной системы. Значительна роль портов в обеспечении транспортной независимости, обороноспособности, внешней торговли, а также перевозок грузов, развития и использования транзитного потенциала России.

Напомним, в 2007 году в целях отражения особенностей взаимодействия смежных видов транспорта в ФЗ «О морских портах в Российской Федерации» была включена норма, согласно которой порядок взаимодействия, права и обязанности операторов морских терминалов и железнодперевозчика железнодорожного транспорта при оказании услуг по перевалке грузов в морском порту определяются узловыми соглашениями.

Принятие указанной нормы породило споры между операторами морских терминалов и перевозчиком железнодорожного транспорта ввиду того, что последний настаивает на урегулировании специальных условий по организации перевозок грузов в договорах на подачу и уборку вагонов, эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта.

Для достижения компромисса Минтрансом России подготовлен проект федерального закона, в соответствии с которым в статью 27 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации» и статью 57 Устава железнодорожного транспорта вносятся изменения, устанавливающие необходимость заключения между железнодорожным перевозчиком и оператором морского терминала специального договора, учитывающего особенности их взаимодействия. Этот договор и заменит узловое соглашение. При этом в нем должны быть отражены права и обязанности обеих сторон – равноправных участников перевозочного процесса. Именно поэтому ответственность за нарушение обязательств должна быть «зеркальной» и учитывать объективные обстоятельства, влияющие на их надлежащее исполнение перевозчиком и операторами морских терминалов. Примерная форма типового договора будет утверждена Минтрансом России. Данные поправки в законодательство были согласованы ОАО «РЖД» и АСОП.
Для разработки основных положений типового договора по инициативе Минтранса России из представителей операторов морских терминалов и ОАО «РЖД была создана специальная рабочая группа.

Структурно типовой договор будет состоять из следующих разделов:

– Термины и определения;
– Порядок планирования и осуществления завоза/вывоза грузов;
– Права и обязанности сторон;
– Порядок подачи и уборки вагонов;
– Места и нормы обработки вагонов;
– Организация грузовой и коммерческой работы;
– Порядок расчетов между сторонами;
– Ответственность сторон.

Сменно-суточное планирование предлагается взять за основу при осуществлении сторонами своих обязанностей по типовому договору.

Для этого сторонами определяются среднесуточные плановые нормы выгрузки и погрузки, не выполнение которых является основанием для привлечения сторон к ответственности.

Ежедневно на основании взаимного обмена информацией между сторонами типовым договором предлагается составлять и подписывать сменно-суточный план, в котором определяются количество подаваемых вагонов с разбивкой по роду груза, места погрузки/выгрузки, время подачи и т. д.

Кроме этого в типовом договоре могут предусматриваться случаи, при которых оператор морского терминала несет ответственность за простой вагонов на путях общего пользования, а перевозчик за не обеспечение перевозок грузов в согласованном объеме.

Вводя ответственность операторов морских терминалов за простой вагонов на путях общего пользования, поправки не предусматривают сбалансированные процедуры взаимного контроля: порт всегда «прозрачен» для железной дороги, в то время как неподачу вагонов в порт по согласованному графику железная дорога может списать на причины в порту, тогда как на деле это будет обусловлено проблемами управления движением на сети, отмечает АСОП.

В случае решения этой и некоторых иных задач усиления паритетного характера законопроекта в соответствии с принципами, установленными ст. 799 ГК РФ, его принятие положительно скажется на всех участниках перевозочного процесса, и будет стимулировать развитие партнерских отношений между ними.

Наша справка:

По состоянию на 1 января 2014 г. перегрузочная способность терминалов в морских портах оценивается в 876 млн т, в том числе для наливных грузов – 498,5 млн т и сухогрузов – 377,6 млн т. Протяженность причального фронта составляет около 139 км или 846 причала.

В соответствии со Стратегией развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года мощности перегрузочных комплексов, с учетом развития инфраструктуры смежных видов транспорта, составят более 1,5 млрд т, а объем перевалки возрастет до 1–1,2 млрд т.

По данным реестра морских портов в России деятельность по перевалке грузов осуществляется в 67 морских портах. В 2014 г. операторами морских терминалов было перегружено более 622 млн т грузов, в том числе 291 млн т сухогрузов и 331 млн т наливных. Рост грузооборота составил 4,9 %. Объем грузов, прибывших в морские порты железнодорожным транспортом, увеличился почти на 10 % и составил 270 млн т.

Существенно увеличилась и выгрузка вагонов в морских портах, которая составляет более 10 тыс. вагонов в среднем в сутки.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions