RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
15.06.2016 18:00:58
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – май 2016 г.)

Сложная экономическая ситуация, санкции и на этом фоне – сокращение инвестиций не позволили российским портам в прошлом году значительно нарастить перевалку грузов. Однако уже за первые месяцы 2016-го негативный тренд, несмотря на сохранение отягчающих обстоятельств, удалось переломить и по результатам января – мая превысить прошлогодние показатели на 5,9%. 

Рост за счет сухогрузов
В течение 5 месяцев 2016-го грузооборот морских портов России постепенно увеличивался. Если за первый месяц года он уменьшился на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го и составил 52,9 млн т, то уже по итогам I квартала рост составил 4,6% (до 167,3 млн т). В январе – мае было перевалено 286,3 млн т, что на 5,9% превышает цифру аналогичного периода 2015 года. Об этом сообщает пресс-служба Ассоциации морских торговых портов (АСОП).
Объем перевалки сухогрузов составил 129,4 млн т (+11,6%). При этом показатель вырос по всем видам грузов, кроме металлолома, который снизился до 1,7 млн т (-2,1%).
Переработка наливных грузов увеличилась до 156,9 млн т (+1,5%) во многом за счет сырой нефти – до 93,2 млн т (+9,1%). В то же время снизилась перевалка нефтепродуктов (-8,6%, до 56,6 млн т) и сжиженного газа (-2,3%, до 5,6 млн т).
За указанный период в морских портах России было перегружено 231,4 млн т экспортных грузов (+5,9%), импортных – 12,8 млн т (-4,5%), транзитных – 20,5 млн т (+1,9%), каботажных – 21,6 млн т (+16,9%).

Звездные порты
Порт Севастополь за 5 месяцев 2016-го увеличил грузооборот в 2 раза. С января по май через гавань прошло 580 тыс. т грузов. Это на 114,6% выше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает пресс-служба Ассоциации морских торговых портов. Нарастить объем перевалки стивидорам гавани удалось за счет переработки сухих грузов (+83%). Отметим, что наливные грузы начали обрабатываться только в этом году, за 5 месяцев через порт прошло 126,7 тыс. т.
Порт Зарубино увеличил грузооборот за 5 месяцев 2016-го практически в 3 раза. За январь – май единственному стивидору компании «Морской порт в бухте Троицы» удалось увеличить объем перевалки грузов на 195,9%. Конечно, по сравнению с другими гаванями бассейна объем перевалки этого незамерзающего порта на юге Дальнего Востока, на стыке границ РФ, Китая и КНДР, небольшой (19,7 тыс. т), однако темпы роста самые внушительные. Основные номенклатуры – рыба, автомобили и комплектующие, а также грузы в контейнерах.
Порт Мурманск – безоговорочный лидер по объемам перевалки среди северных гаваней. И именно он показывает наиболее яркую динамику. По итогам 5 месяцев 2016-го в МТП было перевалено 11,6 млн т грузов. Это на 32,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В целом операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 17,5 млн т грузов, что на 23,4% больше грузооборота аналогичного периода 2015 года. Увеличился объем перевалки сухогрузов (+11,6%, до 10,6 млн т) и наливных грузов (+47,1%, до 6,9 млн т).

Южные порты дышат в спину северо-западным
По итогам 5 месяцев 2016 года объемы переваливаемых грузов в портах Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов практически сравнялись. В результате на долю южных портов приходится 33% от общего объема грузов в морских бассейнах России, а на порты Северо-Запада – 34%.
В гаванях Балтийского бассейна, по данным Ассоциации морских торговых портов, было переработано 97,4 млн т, что на 2,3% выше аналогичного периода прошлого года. При этом объем сухогрузов увеличился до 35,9 млн т (+1,4%), а наливных грузов – до 61,5 млн т (+2,8%). По итогам 5 месяцев грузооборот портов Балтийского бассейна вырос на 2,3%. Стал больше объем перевалки грузов в портах Усть-Луга (+4,4%, до 37,7 млн т) и Приморск (+11,9%, до 27,4 млн т). Снизили грузооборот Большой порт Санкт-Петербург (-8,1%, до 20 млн т), в основном за счет снижения объемов перевалки нефтепродуктов (-37%), и Калининград (-2,7%, до 5,2 млн т). Если раньше грузооборот рос за счет экспорта нефти и угля, то с начала 2016-го набирает обороты вывоз минеральных удобрений и зерна, эти товары демонстрируют самый высокий прирост к предыдущему году.
Аналитики не сомневаются, что экспорт зерна будет нарастать. Благодаря большим субсидиям государства в сельское хозяйство фермеры собирают рекордные урожаи пшеницы, а слабый рубль способствует сельскохозяйственному экспорту. За 2015 год Россия вывезла за границу зерновых на $20 млрд, обогнав США и Канаду. А в этом году может нарастить объемы на 20%.
Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна, где переваливается больше всего зерна, по итогам 5 месяцев составил 94,1 млн т, показав рост на 5,1%. Положительной динамики удалось достичь за счет наращивания объемов перевалки сухогрузов (+19,8%, до 38,2 млн т). В то же время количество обрабатываемых в портах наливных грузов снизилось (-3,1%, до 55,9 млн т).
По словам отраслевых аналитиков, на объем и структуру переваливаемых в портах грузов повлияло сокращение потребительской активности и девальвация рубля. Однако по итогам 5 месяцев 2016-го можно отметить, что импорт перестал падать, он остается на уровне прошлого года, в то время как экспорт продолжает расти. Что касается номенклатуры, то большая часть товарооборота приходится на такие страны, как Китай, Нидерланды и Германия. Из них в Россию привозят продукцию машиностроения, бытовые приборы и прочее, отправляют в основном сырье – топливо, металлы и минеральные удобрения.

Контейнерный переполох
Контейнерооборот портов России в январе – мае 2016 года сократился на 2,6% (до 1,62 млн TEU). По итогам 5 месяцев перевалка транзитных контейнеров снизилась на 56,7% (до 15,87 тыс. TEU). При этом темпы ее падения в портах планомерно замедляются с начала года. Так, в январе 2016-го отмечалось снижение на 10,3%, в январе – апреле – на 4,3%.
В свою очередь, за январь – май порты России перевалили на 56,7% меньше транзитных контейнеров, чем в январе – мае 2015-го (15,87 тыс. TEU против 36,62 тыс. TEU). Каботаж составил 224,64 тыс. TEU, что на 0,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Экспорт – 688,73 тыс. TEU (-4,5%). Переработка импортных контейнеров в портах РФ в январе – мае выросла до 686,82 тыс. TEU (+1,9%).
В АСОП также сообщают, что порты Арктического бассейна в январе – мае нарастили перевалку контейнеров на 5,3% (до 55,71 тыс. TEU), Балтийского бассейна – на 2,8% (до 839,35 тыс. TEU), Азово-Черноморского – на 3,2% (до 288,7 тыс. TEU). Контейнерооборот в гаванях Дальневосточного бассейна, напротив, сократился на 15,1% (до 431,33 тыс. TEU), Каспийского – на 20,3% (до 0,97 тыс. TEU). Доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составила 51,9%, Дальневосточного – 26,7% совокупного контейнерооборота РФ.

Татьяна Симонова
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

«Укрзализныця» организует пилотную отправку контейнеров на Китай через Черное и Каспийское моря

Мининфраструктуры Украины и ПАО «Укрзализныця» запускают в пилотном режиме контейнерный поезд, обслуживающий маршрут Украина – Грузия – Армения – Казахстан – Китай. 

РЖД-Партнер

Латвийская BMGS добилась временной приостановки конкурса на реконструкцию причалов в Клайпеде

C​уд временно приостановил проведение подрядного конкурса на реконструкцию причалов Клайпедского морского порта - такого решения добивалась не выигравшая конкурс латвийская строительная компания BMGS.
 

РЖД-Партнер

Итоги навигации-2015

В 2014 году падение объема грузов произошло на 5 млн т по отношению к 2013-му, а в 2015-м – еще на 4,4 млн т. В итоге в сравнении с 2013 годом грузопоток по водному пути уменьшился в 3 раза. Продолжится ли эта тенденция в 2016-м? Или все-таки если известны причины снижения перевозок грузов по воде, то можно их устранить?
 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру