+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.09.2017 11:03:19
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

ФАС подвела под споры со стивидорами аналитическую базу

ФАС, которая уже год находится в конфликте с крупнейшими стивидорами, систематизировала перечень критериев, по которым она будет оценивать уровень конкуренции в отрасли, и пришла к выводу, что в целом он низкий. В одном из крупнейших стивидоров UCLH называют проект ФАС набором спорных допущений и исключений, а выводы абсурдными. Об этом пишет Коммерсантъ. Мнения опрошенных "Ъ" грузоотправителей разделились в основном в зависимости от того, есть ли у них собственный порт.
Как стало известно "Ъ", ФАС по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича подготовила проект справки-доклада о состоянии конкуренции в морских портах РФ за 2015–2017 гг. Свои предложения ведомство направило в Минтранс (там отказались от комментариев). Подготовка документа связана со спором между ФАС и крупнейшими стивидорами о том, как нужно дерегулировать отрасль и, в частности, выводить конкретные порты и терминалы из списка естественных монополий. В августе Ассоциация морских торговых портов направила в ФАС и Минэкономики письмо (копия есть у "Ъ"), в котором утверждала, что в результате ввода новых портовых мощностей в 2012–2016 гг. по состоянию на 2017 год на рынке сложилась фактическая конкуренция.

Но ФАС с этим не согласна. Как заявил "Ъ" советник главы службы Павел Шпилевой, по итогам анализа ограниченная конкуренция обнаружена на рынке перевалки черных металлов, минимальная — по зерну, средняя — по перевалке нефтепродуктов, а в некоторых сегментах она вообще отсутствует. В ходе анализа ФАС учитывала вид грузов, отдельно выделяя кэптивные порты, оценивая условия доставки грузов в порт и его глубоководность. Также служба принимала во внимание, на какие средства построена инфраструктура. "Есть терминалы, созданные за бюджетные деньги, и сегодня они сдаются в аренду за скромные 1–2% от выручки, а есть примеры на Тамани, в Усть-Луге, на Дальнем Востоке, куда средства вкладывают частные инвесторы. Условия конкуренции здесь никак не равны", – подчеркивает П. Шпилевой.

Отдельный вопрос – географические границы рынка, которые ФАС трактовала в соответствии с законом как границы порта. "ФАС понимает дискуссионность вопроса, но если гипотетически предположить, что это морской бассейн, при учете всех вышеперечисленных критериев получается, что у нас один-два участника рынка. И либо это монополия, либо коллективное доминирование", – поясняет П. Шпилевой. Он добавил, что ФАС будет делать вывод о наличии конкуренции, если у потребителя с учетом вышеперечисленных критериев есть реальная возможность выбора порта перевалки на экономически сопоставимых условиях. Подготовленный проект доклада служба договорилась обсудить с участниками рынка на площадке РСПП.

В UCL Holding Владимира Лисина "Ъ" заявили, что материал ФАС не является полноценным анализом уровня конкуренции и, как показывает судебная практика, отражает ошибочную точку зрения некоторых руководителей ведомства по определению границ рынка отдельно взятым портом, а также игнорирует наличие конкуренции между мелководными и глубоководными портами при перевалке зерна в Азово-Черноморском бассейне, регулярную обработку кэптивными операторами грузов сторонних клиентов, возможность универсальных стивидорных компаний изменять структуру переваливаемых грузов и т. д. В этом году Новороссийский морской торговый порт (НМТП), который ФАС обвинила в завышении стоимости стивидорных услуг, выиграл у службы два спора в судах. "Искусственный набор спорных допущений и исключений ФАС приводит к абсурдным выводам, противоречащим действительному положению дел в отрасли и игнорирующим высокий уровень конкуренции среди стивидоров", – отмечают в UCLH.

В Global Ports, НМТП и основном его акционере, группе "Сумма" Зиявудина Магомедова, отказались от комментариев. При этом источник "Ъ" на рынке называет положительным сигналом желание ФАС вести конструктивный разговор с участниками рынка и поиск научных обоснований для принятия решения.

По его мнению, требуется отделить рыночный сегмент стивидоров, которые активно инвестируют в инфраструктуру, от тех, кто зарабатывает на государственных портовых активах: первый может быть дерегулирован быстро, второй – по усмотрению ФАС. Источники "Ъ" на рынке добавляют, что в докладе ФАС вообще не отражено влияние работы ОАО "РЖД" на конкуренцию между портами, хотя на многих направлениях есть острый дефицит пропускной способности железнодорожной сети. Как отмечает один из собеседников "Ъ", сейчас каждый порт зависит прежде всего от принятия ОАО "РЖД" решения о возможности перевозки груза в его адрес и согласования конкретных объемов.

На удорожание перевалки за последние 2 года в ФАС жаловались "Роснефть", "Газпром нефть", "Лукойл", "Башнефть" и "РуссНефть". На отсутствие конкуренции в отрасли указывали и другие грузоотправители, как правило, не владеющие портами. Так, "Русал" полностью согласна с ФАС, что анализ должен исходить из фактического рынка, а не гипотетически возможного, говорит директор департамента транспорта компании Мария Никитина. Если покупатель металла находится в Турции, как можно в качестве конкурентного рынка стивидорных услуг рассматривать порты Дальнего Востока или порты Балтики, недоумевают в "Русале". Там полагают, что если исключить прибалтийские порты, то в России нет конкуренции в стивидорных услугах для рынков Атлантического и Черноморского бассейнов, причем это понимание существенно усилилось в связи с украинскими событиями. Порты Дальнего Востока достаточно быстро развиваются под напором роста цен на уголь и спроса на него в Китае, но большинство из них кэптивные и не заинтересованы в сторонних или непрофильных грузах, таких как глинозем, говорит М. Никитина.

Источник "Ъ" на рынке контейнерных перевозок также отмечает разнородный характер конкуренции по регионам. Среди профильных терминалов конкуренция наблюдается только в Санкт-Петербурге, ограниченная – в Новороссийске и портах Дальнего Востока. Комплексный подход ФАС к оценке конкуренции в отдельно взятых портах и бассейнах выглядит оправданным, считает собеседник "Ъ". Тем не менее, по его мнению, доклад ФАС едва ли приведет к значимым последствиям для контейнерной отрасли: "Рынок перевозок в целом достаточно конкурентен, и у большинства клиентов, особенно в центральной части страны, есть значительная свобода в выборе оптимального маршрута перевозки между несколькими портами и видами транспорта".
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions