• Ставка на полувагон
    2072
    5.5 %
    руб./сут.
    декабрь 2017
  • Финансы USD ЦБ РФ 59.14 0.31 EUR ЦБ РФ 69.47 0.17
RU EN
RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
09.08.2017 12:00:00
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Судостроение на мели?

В России не менее двенадцати самостоятельных систем внутренних водных путей, на которых работало по состоянию на 2015 год около 23,5 тыс. судов. При этом весь мировой флот судов внутреннего плавания оценивается примерно в 90 тыс. судов. Однако в конце 80-х гг. прошлого века было порядка 50 тыс. судов. Что сегодня мешает возобновлению былой мощи? О состоянии речного флота, возможностях отечественного судостроения и перспективах развития перевозок грузов по внутренним водным путям рассказал ведущий инженер ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Антон Луцкевич.
Судостроение на мели?
– Антон Михайлович, не секрет, что сегодня средний возраст судов таков, что большинство из них подлежит списанию. Но почему не происходит активного обновления флота?
– По многим причинам. Среди основных можно отметить такие, как кризис грузоперевозок и заметное сокращение их объемов вследствие более общих кризисных явлений. К тому же развитию грузоперевозок по ВВП мешает близкий к нулевому уровень рентабельности. Для обновления флота необходимы приемлемые ставки кредитования, которые сегодня отсутствуют. Недостаточно внимания, на мой взгляд, уделяется развитию флота и со стороны государства, в частности в вопросах поддержки и стимулирования отсутствует комплексность в мерах поддержки. Например, несвоевременно происходит финансирование ряда государственных задач, в частности «Северного завоза». В итоге из-за снижения системности в обновлении флота произошло сокращение числа крупных транспортных компаний. Небольшие судовладельцы вынуждены работать по сниженным ценам, эксплуатируя старый флот в условиях предельной экономии средств.
За последние 3 года процесс постройки новых судов для работы на внутренних водных путях, набиравший обороты до этого на протяжении 6–7 лет, заметно замедлился ввиду сворачивания ряда мер господдержки. Как следствие – банкротство нескольких крупных верфей.

– Но сегодня продолжают действовать меры господдержки и прорабатываются новые. Насколько они эффективны? Что еще, на ваш взгляд, может стимулировать участников рынка обновлять флот?
– Стимулировать транспортные компании, грузовладельцев и порты приобретать новые суда может, прежде всего, коммерческая заинтересованность, обусловленная ростом доходности работы существующего флота. Поскольку сейчас уровень рентабельности очень низкий, возможно, было бы целесообразно рассмотреть вопрос об отмене НДС на услуги грузоперевозки внутренним водным транспортом и сопутствующую деятельность. Я убежден, что активизация речных грузоперевозок приведет к тому, что государство на косвенных сборах получит больше, чем сейчас получает на прямых. Примечательно, что сегодня такая мера поддержки рассматривается для внутренних авиаперевозок.
Очень помогла бы эффективная борьба с безобразиями в работе большегрузного автотранспорта, привлекательность которого для грузоперевозчиков, помимо объективно существующих преимуществ, объясняется массовой эксплуатацией автотрейлеров со значительным превышением разрешенной грузоподъемности и работой многих грузоперевозчиков (особенно мелких) по серым схемам. Ни судоходные компании, ни железная дорога не могут себе этого позволить. Из-за специфики своего бизнеса они обречены на добросовестную работу и проигрывают своим эффективным автоконкурентам. В результате последние годы можно наблюдать значительное смещение, например, грузопотоков нерудных навалочных грузов в направлении с Северо-Запада на Москву и Поволжье с внутреннего водного транспорта и железной дороги в сторону автотранспорта. Введение системы «Платон» и планомерное повышение тарифов в ней следует, помимо прочего, рассматривать как высокоэффективную меру поддержки отечественного внутреннего водного транспорта.
Перечисленные меры господдержки, безусловно, окажут положительное влияние на обновление флота. Но насколько они будут эффективны, зависит от многих сопутствующих факторов и обстоятельств.

– А готовы ли отечественные судостроители обеспечить речников качественными судами? Есть ли соответствующие мощности, и имеются ли современные технологии?
– В России достаточно развитая судостроительная промышленность. И многие предприятия специализируются именно на судах внутреннего плавания. Некоторые из этих предприятий без натяжек могут быть определены, как полностью соответствующие сегодняшнему мировому уровню в своем классе (например, Красное Сормово или Пелла). Все, кто выжил до сегодняшнего дня, очень ждут заказов. Снижение курса рубля сделало их коммерческие предложения необычайно привлекательными даже по мировым меркам. Если будут заказы, они смогут освоить весьма значительные объемы. Вероятно, узкое место возникнет не здесь.
Внедряемые на отечественных судах для внутренних водных путей новые технологии, материалы, проектные решения – тема для отдельной обширной статьи. Специфика судна внутреннего плавания такова, что хорошо спроектированный объект в этой группе просто обречен быть инновационным до предела, хотя на первый взгляд это не всегда заметно.

Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Крупнейшие угольные стивидоры России выбрали экологичную перевалку

Крупнейшие угольные стивидоры России выбрали экологичную перевалку

21 ноября в Москве состоялась III Международная конференция «Зеленая логистика», в рамках мероприятия представители компаний могли обменяться положительным опытом в деле защиты окружающей среды от вредного воздействия. Первый заместитель генерального директора крупнейшего угольного портового холдинга России ООО «Управляющая портовая компания (ООО «УПК»), объединяющего порты АО «Восточный Порт» и АО «Ростерминалуголь» Ирина Ольховская рассказала РЖД-Партнеру о самых современных технологиях, позволяющих обеспечить экологическую безопасность при перевалке угля в порту.

РЖД-Партнер

Отечественный производитель не продумывает логистический процесс дальше спуска нового судна с конвейера

Отечественный производитель не продумывает логистический процесс дальше спуска нового судна с конвейера
После утверждения Стратегии развития внутреннего водного транспорта РФ в феврале 2016 года в судостроительной отрасли наблюдается рост производства новых судов. Однако первые 1,5 года обнажили структурные ошибки реформы, которые приводят к удорожанию себестоимости катеров на 20%, считает генеральный директор логистической компании «Глогос проект» Константин Гриневич.
РЖД-Партнер

Будущее Каспийского бассейна в качестве нового международного логистического узла

Будущее Каспийского бассейна в качестве нового международного логистического узла
Правительство РФ утвердило Стратегию развития российских морских портов в Каспийском бассейне, а также железнодорожных и автомобильных подходов к ним до 2030 года. Новый масштабный проект превратит Каспийский транспортный узел в систему международной торговли, а также создаст логистический коридор со странами Каспийского региона. О том, какие задачи предстоит выполнить России в реализации стратегии, и о ее перспективах рассказала профессор кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Елена Смирнова.

  1. ОАО «РЖД» предлагает создать резервный парк, чтобы обеспечивать вывоз грузов в периоды нехватки подвижного состава на сети, правила работы которого будут прописаны и согласованы с ФАС. Поможет ли это снизить локальный дефицит подвижного состава на сети?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions