RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
09.08.2017 12:00:00
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Судостроение на мели?

В России не менее двенадцати самостоятельных систем внутренних водных путей, на которых работало по состоянию на 2015 год около 23,5 тыс. судов. При этом весь мировой флот судов внутреннего плавания оценивается примерно в 90 тыс. судов. Однако в конце 80-х гг. прошлого века было порядка 50 тыс. судов. Что сегодня мешает возобновлению былой мощи? О состоянии речного флота, возможностях отечественного судостроения и перспективах развития перевозок грузов по внутренним водным путям рассказал ведущий инженер ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Антон Луцкевич.
Судостроение на мели?
– Антон Михайлович, не секрет, что сегодня средний возраст судов таков, что большинство из них подлежит списанию. Но почему не происходит активного обновления флота?
– По многим причинам. Среди основных можно отметить такие, как кризис грузоперевозок и заметное сокращение их объемов вследствие более общих кризисных явлений. К тому же развитию грузоперевозок по ВВП мешает близкий к нулевому уровень рентабельности. Для обновления флота необходимы приемлемые ставки кредитования, которые сегодня отсутствуют. Недостаточно внимания, на мой взгляд, уделяется развитию флота и со стороны государства, в частности в вопросах поддержки и стимулирования отсутствует комплексность в мерах поддержки. Например, несвоевременно происходит финансирование ряда государственных задач, в частности «Северного завоза». В итоге из-за снижения системности в обновлении флота произошло сокращение числа крупных транспортных компаний. Небольшие судовладельцы вынуждены работать по сниженным ценам, эксплуатируя старый флот в условиях предельной экономии средств.
За последние 3 года процесс постройки новых судов для работы на внутренних водных путях, набиравший обороты до этого на протяжении 6–7 лет, заметно замедлился ввиду сворачивания ряда мер господдержки. Как следствие – банкротство нескольких крупных верфей.

– Но сегодня продолжают действовать меры господдержки и прорабатываются новые. Насколько они эффективны? Что еще, на ваш взгляд, может стимулировать участников рынка обновлять флот?
– Стимулировать транспортные компании, грузовладельцев и порты приобретать новые суда может, прежде всего, коммерческая заинтересованность, обусловленная ростом доходности работы существующего флота. Поскольку сейчас уровень рентабельности очень низкий, возможно, было бы целесообразно рассмотреть вопрос об отмене НДС на услуги грузоперевозки внутренним водным транспортом и сопутствующую деятельность. Я убежден, что активизация речных грузоперевозок приведет к тому, что государство на косвенных сборах получит больше, чем сейчас получает на прямых. Примечательно, что сегодня такая мера поддержки рассматривается для внутренних авиаперевозок.
Очень помогла бы эффективная борьба с безобразиями в работе большегрузного автотранспорта, привлекательность которого для грузоперевозчиков, помимо объективно существующих преимуществ, объясняется массовой эксплуатацией автотрейлеров со значительным превышением разрешенной грузоподъемности и работой многих грузоперевозчиков (особенно мелких) по серым схемам. Ни судоходные компании, ни железная дорога не могут себе этого позволить. Из-за специфики своего бизнеса они обречены на добросовестную работу и проигрывают своим эффективным автоконкурентам. В результате последние годы можно наблюдать значительное смещение, например, грузопотоков нерудных навалочных грузов в направлении с Северо-Запада на Москву и Поволжье с внутреннего водного транспорта и железной дороги в сторону автотранспорта. Введение системы «Платон» и планомерное повышение тарифов в ней следует, помимо прочего, рассматривать как высокоэффективную меру поддержки отечественного внутреннего водного транспорта.
Перечисленные меры господдержки, безусловно, окажут положительное влияние на обновление флота. Но насколько они будут эффективны, зависит от многих сопутствующих факторов и обстоятельств.

– А готовы ли отечественные судостроители обеспечить речников качественными судами? Есть ли соответствующие мощности, и имеются ли современные технологии?
– В России достаточно развитая судостроительная промышленность. И многие предприятия специализируются именно на судах внутреннего плавания. Некоторые из этих предприятий без натяжек могут быть определены, как полностью соответствующие сегодняшнему мировому уровню в своем классе (например, Красное Сормово или Пелла). Все, кто выжил до сегодняшнего дня, очень ждут заказов. Снижение курса рубля сделало их коммерческие предложения необычайно привлекательными даже по мировым меркам. Если будут заказы, они смогут освоить весьма значительные объемы. Вероятно, узкое место возникнет не здесь.
Внедряемые на отечественных судах для внутренних водных путей новые технологии, материалы, проектные решения – тема для отдельной обширной статьи. Специфика судна внутреннего плавания такова, что хорошо спроектированный объект в этой группе просто обречен быть инновационным до предела, хотя на первый взгляд это не всегда заметно.

Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Рубль преткновения

Рубль преткновения
Российские порты должны перейти на рубли с 1 января 2018 года при расчете тарифов для стивидорных компаний. При этом, отдавая такое поручение, глава государства подчеркнул, что перевод ставок в рубли должен проходить с оговорками и без убытков для бизнеса. Принесет ли рубль новых клиентов стивидорам и удастся ли им остаться на плаву, работая с отечественной валютой? Об этом ИА РЖД-Партнер.ру побеседовал с руководителем направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрием Суховершей.
РЖД-Партнер

Состояние речного флота удовлетворительное

Состояние речного флота удовлетворительное
Речная навигация в самом разгаре. Однако спрос на транспортировку той или иной продукции таким способом постепенно снижается, да и возить грузы уже практически не на чем – средний возраст речного флота давно преодолел отметку в 30 лет. О том, есть ли шанс вернуть на реку грузы и какие суда нужны отрасли ИА РЖД-Партнер побеседовал с генеральным директором ОАО «Ульяновский речной порт» Борисом Падиаровым.
РЖД-Партнер

Режим порто-франко освобождает от проблем

Режим порто-франко освобождает от проблем
Сегодня на Владивостокской таможне – крупнейшей в составе Дальневосточного таможенного управления – идет активная модернизация системы работы таможенных пропускных пунктов. О проблемах грузовладельцев и операторов при взаимодействии с таможенными органами рассуждает руководитель отдела логистики компании «ВР Логистик» Алексей Долматов.

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions