RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
08.08.2017 13:50:00
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Режим порто-франко освобождает от проблем

Сегодня на Владивостокской таможне – крупнейшей в составе Дальневосточного таможенного управления – идет активная модернизация системы работы таможенных пропускных пунктов. О проблемах грузовладельцев и операторов при взаимодействии с таможенными органами рассуждает руководитель отдела логистики компании «ВР Логистик» Алексей Долматов.
Режим порто-франко освобождает от проблем
– Алексей Владимирович, какие трудности возникают при прохождении таможенных процедур?

– Проблем достаточно много. И на их решение потребуется достаточно большой срок.

Нередки случаи технических неисправностей системы ЭД-2. Если происходит проблема с электронным обменом участников ВЭД с таможней, то никаких резервных способов для совершения таможенных процедур не предусмотрено. Недавний сбой в Московской таможне, произошедший 4 июля текущего года и продолжавшийся несколько дней, заморозил все выпуски таможенных деклараций. У участников ВЭД существенно выросли расходы, в частности, за хранение, которые никто им не компенсирует, а также сгорели все сроки. Какого-либо механизма, предусматривающего возмещение убытков или снижение расходов, возникших по техническим причинам, попросту не предусмотрено. Участник ВЭД, по сути, остается один на один с проблемой, которую ему создала таможня.

Еще один пример: в случае, если цена товара будет ниже контрольных значений таможни, перечень документов, необходимый для подтверждения таможенной стоимости, потребуется достаточно большой. На его сбор уходит много времени. А сама проверка документов практически в 99% случаев проводится в максимально разрешенные для таможни 30 дней со дня предоставления документов, хотя, на мой взгляд, могла бы быть произведена за 1–2 дня с даты предоставления документов. Все из-за большой нагрузки на инспекторов, которые не имеют возможности более быстро делать свою работу, а также из-за традиции, которая подразумевает максимальный срок для возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, обратно участнику ВЭД.

– На всех пропускных пунктах одни и те же проблемы? Или во Владивостоке из-за особого положения ситуация изменилась?

– Владивостокская таможня, как и большинство других, к сожалению, во главу угла ставит выполнение своих контрольных показателей, установленных ФТС. Усидят ли руководители разных уровней на своих местах, зависит от того, будут ли показатели выполнены. План – это хорошо, когда в меру. Однако когда план не выполняется, начинаются поиски решения, чтобы его закрыть. Так, абсолютно белые прозрачные поставки или многократно перемещавшийся однотипный груз может попасть на какой-нибудь досмотр или осмотр, назначенный самостоятельно таможней в рамках СУР, иногда и с представителями РТУ, где товар будет весь вывернут в поисках хоть какого-нибудь нарушения. Все это дополнительные расходы и задержка сроков.

Если говорить конкретно об этом регионе, то нельзя не отметить, что у таможни с торговым и рыбным портами очень плохо налажена работа в сфере проведения фактического контроля. Таможенный досмотр простейшей партии груза может затянуться на 7 или максимальные 10 дней оформления таможенной декларации. При этом сам досмотр будет проведен за один день, а остальное время – это ожидание очереди на досмотровую площадку, и/или когда порт выставит контейнер, и/или задержка из-за отсутствия свободного таможенного досмотрового инспектора. Такое часто возникает, когда в портах скапливается чуть больше, чем обычно, контейнеров. Отдельная история с МИДК (мобильный рентген контейнеров). Выпускаемая за 10 мин. декларация может провисеть в оформлении 7–8 дней только из-за того, что контейнер отправлен на осмотр с МИДК и его так долго не могут провести. Причины могут быть разные: машина уехала на другой склад, склад не выставляет контейнер из-за завала грузов. И это притом, что осмотр с МИДК не продлевает сроков выпуска таможенной декларации.

И, наконец, применение законодательства таможенными инспекторами не является единообразным.

– То есть ключевую роль порой играет человеческий фактор?

– Действительно, очень многое зависит от конкретного инспектора, от его субъективного мнения по конкретной проблемной ситуации. Один инспектор может изучить проблему, найти пути ее решения, даже предложить участнику ВЭД варианты выхода из ситуации. А другой, может быть, в силу лени или отсутствия знаний и опыта, а чаще всего просто из-за большой загруженности, возьмет и запросит дополнительные документы, выставит какое-нибудь неадекватное обеспечение, создав тем самым кучу проблем участнику ВЭД. Хотя проблему возможно было бы решить парой консультационных звонков коллегам или запросом одного документа.

Кроме того, на качество работы отделов таможни, и в частности отделов оформления деклараций на грузы, сильно влияет неравномерная и большая нагрузка на оперативных сотрудников. Так, один старший смены грузового отдела должен оформлять на приход все суда, он же ставит отметки на коносаментах и отмечает погрузпоручения… Чисто физически он не может все это делать одновременно. В итоге появляются очереди. У инспектора отдела оформления может быть в работе до 70 деклараций, что не является адекватной нагрузкой. При этом в отделе с большим штатом сотрудников основная ответственность обычно ложится на несколько человек. В итоге из-за объективно большой загруженности инспекторов страдают сроки совершения ими необходимых операций. И таможенная декларация, которую можно выпустить за 10 минут, находится в работе минимум два дня.

– Что, по Вашим наблюдениям, делается для того, чтобы наладить взаимодействие между участниками рынка?

– Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для роста предпринимательства. Со своей стороны, региональная таможня ведет диалог с бизнесом по вопросам использования процедуры свободной зоны, порядка перемещения товаров и транспортных средств, а также особенностей обустройства и оснащения участков резидентов. На текущем этапе имеется заметное движение в сторону создания прогрессивной таможни, которая отвечает требованиям бизнеса, то есть полностью электронное таможенное оформление и электронный документооборот внутри самой таможни, на постах и между ними. Это существенно ускоряет процесс прохождения заявлений до исполнителей. Кроме того, идет внедрение технологии автоматического выпуска, которая уже применяется для беспошлинного экспорта и готовится к применению на других таможенных процедурах. В связи с получением статуса свободного порта оперативные отделы, которые оформляют суда и транзит, переведены на работу в круглосуточном режиме. В настоящее время проводится консолидация оформления в едином центре электронного декларирования. Таким образом, таможенным оформлением деклараций на товары будет заниматься один таможенный пост – Владивостокский ЦЭД, для него будет выделено отдельное здание, находящееся в непосредственной близости от порта.

Однако все позитивные движения зачастую не компенсируют тех недостатков, от которых страдает не только Владивостокская таможня, но, думаю, и большинство других.

Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Топ-5 крупнейших российских морских портов перевалили 57% всех грузов

Топ-5 крупнейших российских морских портов перевалили 57% всех грузов
По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот морских портов России за январь-июнь 2017 года увеличился на 11,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 384 млн т. При этом на Топ-5 крупнейших российских морских портов пришлось 57% от всего грузооборота.
РЖД-Партнер

Грузооборот морских портов России за первую половину 2017-го увеличился на 11,3%

Грузооборот морских портов России за первую половину 2017-го увеличился на 11,3%
По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот морских портов России за январь-июнь 2017 года увеличился на 11,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 384 млн т. Объем перевалки сухих и наливных грузов увеличивался в течение января-июнь текущего года равномерно: на 10,8% и 11,8% соответственно. Наибольшую динамику продемонстрировали уголь – 75,1 млн т (+16,2%), грузы в контейнерах – 23,7 млн т (+14,2%), зерно – 16,1 млн т (+32,1%), черные металлы – 14,6 млн т (+0,1%), минеральные удобрения – 8,5 млн т (+4,8%), рефрижераторные грузы – 1,4 млн т (- 4,8%).
РЖД-Партнер

APM Terminals откладывают завершение строительства мегапорта в Коста-Рике до 2019 года

APM Terminals откладывают завершение строительства мегапорта в Коста-Рике до 2019 года
Открытие контейнерного терминала, строящегося APM Terminals в порту Лимон-Моин в Коста-Рике, который должен был открыться в январе 2018 года, отложено до февраля 2019 года, сообщает ТАСС.

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions