- Евгений, главное преимущество водного транспорта – это способность перевозить крупногабаритные и тяжеловесные грузы. Но из-за запущенной инфраструктуры оно теряется...
- Это только одно из преимуществ водного транспорта. Еще одно достоинство – транспортировка грузов в больших объемах на дальние расстояния. К сожалению, уже долгое время наблюдается ухудшения инфраструктуры речных портов из-за чего все эти преимущества сходят на нет. Причин оттока даже традиционных речных грузов несколько. Во-первых, это связано с отсутствием модернизации перегрузочных комплексов и другого технического и технологического оснащения, необходимого для увеличения грузооборота. Другими словами в речных портах задействована старая, низко технологическая и маломощная техника, которая не позволяет быстро и качественно проводить загрузку/разгрузку судов. Во-вторых, недостаточно развиты транспортные развязки или вообще отсутствует необходимая на подходах к портам инфраструктура для обеспечения определенного грузопотока. И, в-третьих, нельзя не упомянуть о критическом состоянии многих гидротехнических сооружений, в том числе причалов и подходных каналов. Естественно это неполный список существующих проблем. Как изменить ситуацию, вопрос интересный. На мой взгляд, решение должно нести поступательный характер и осуществляться только при поддержке министерства транспорта России. Тем более, стратегия развития уже разработана. Сейчас нам остается наблюдать за ее реализацией и по мере сил и возможностей содействовать возрождению данного способа перевозки.
- Не секрет, что из-за ограничения судоходства на некоторых промежутках речных путей груз приходилось перегружать или не полностью нагружать суда, чтобы была возможность пройти эти участки. Какова ситуация в этом году?
- Проблема низких проходных осадок кардинально не решается. В этом году мы ожидали ухудшения ситуации по сравнению с предыдущими годами. Однако снежная и затяжная зима повлияла на то, что уровень воды для начала навигации в целом благоприятный, и речные суда, в том числе типа «река-море», старались идти практически полностью загруженными. Что будет в середине и в конце навигации нам предстоит еще увидеть. Но в любом случае проблемные участки на ВВП, например, такие как Городецкие шлюзы или Кочетовский гидроузел все-же останутся. В данный момент там глубины колеблются в среднем от 3,2 до 3,9 м.
- Чего не хватает рекам, как инфраструктуре, для восстановления спроса на данный вид перевозок?
- Воды! Сегодня не только недостаточно глубины для речных судов и судов типа «река-море», но и наблюдается нехватка ширины судового хода. Если говорить общими терминами, то должна быть благоприятная судоходная обстановка: где полностью загруженное речное судно или судно «река-море» при заданном курсе смогло бы безопасно совершать рейс.
- Однако возможности речного транспорта ограничены не только его привязкой к судоходным рекам и каналам, но и зависимостью от мощностей для погрузки-разгрузки и хранения грузов. Какова ситуация в разных регионах?
- Портовые мощности играют существенную роль в направлении того или иного грузопотока. И там, где на протяжении многих лет существует определенный поток грузов, наблюдается развитие. Однако этот процесс крайне медленный, так как зависит от наличия капитальных вложений и сторонних инвестиций.
- Какое влияние оказывает логистика на внутренний водный транспорт? Удается ли рационально использовать преимущества Единой глубоководной системы?
- Водный транспорт играет существенную роль, а порой и ключевую, в транспортно-логистической цепочке. Довольно яркий пример – это транспортировка сверх негабаритных, сверхтяжеловесных грузов, где дорожная инфраструктура не позволяет использовать другой вид транспорта, кроме как водный. Или доставка грузов в труднодоступные регионы Крайнего Севера. Конечно, существуют зимники и воздушный транспорт, но если сравнивать стоимости доставки больших объемов товаров, то приоритет конечно отдается водному транспорту. Еще один пример: каждую навигацию десятки судов совершают транзитные рейсы между Балтикой/Черном морем и Каспием, активное судоходство наблюдается практически в каждом водном бассейне. Все это говорит о том, что отрасль нуждается в водном транспорте и заинтересована в его развитие.
Беседовала Татьяна Симонова
Автор: Евгений Остапарченко, менеджер отдела фрахтования и экспедирования негабаритных грузов в ООО «Ингрия Шиппинг»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.