+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.04.2019 16:42:45
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Четверть века в зеленой зоне

Какие условия созданы в России для развития морских портов и почему судам сложно конкурировать с другими видами транспорта? эти и другие актуальные вопросы мы задали заместителю министра транспорта РФ – руководителю Федерального агентства морского и речного транспорта Юрию Цветкову.
Четверть века в зеленой зоне
– Юрий Александрович, в 2018 году по объемам грузоперевалки российские морские порты вновь показали высокий результат. Успевают ли они наращивать производственные мощности пропорционально динамике грузопотоков?

– Грузооборот морских портов России, пожалуй, единственный макроэкономический показатель, который пребывает в зеленой зоне вот уже четверть века. Напомню, что в прошлом году грузоперевалка выросла более чем на 3,8% и составила 816,5 млн т, что почти в 8 раз превышает показатели кризисного для наших портовиков 1994 года и более чем вдвое – объем перевалки грузов всеми морскими портами СССР в 1990-м. Такой результат, наверное, можно объяснить совпадением интересов и объединением усилий и ресурсов государства и бизнеса по развитию этого сегмента экономики и одной из важнейших систем транспортного комплекса.

В теме о темпах наращивания портовых мощностей много нюансов. Пока к этому показателю у нас особых претензий нет. Сегодня загрузка морских портов страны составляет порядка 78%, то есть свободных мощностей хватает. Необходимо использовать имеющиеся ресурсы эффективно. По прогнозам, к 2022 году загрузка мощностей может возрасти до 82–84%. При этом будут введены в строй новые терминалы. И этот показатель учитывает тот потолок, который поднимется благодаря появлению дополнительных портовых комплексов. То есть и тогда резерв будет. Другое дело, что по ряду направлений мы ощущаем дефицит специализированных мощностей.

– Как развивались морские порты в прошлом году, какие проекты следует отметить?

– Завершены работы по II этапу строительства портового оградительного сооружения акватории Южного района МТП Усть-Луга. Началось строительство международного морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в городе Пионерском. Выполнены работы по техническому перевооружению целого ряда систем управления движением судов (СУДС), которые являются важнейшим звеном для обеспечения безопасности мореплавания в портовых акваториях. Модернизированы СУДС портов Керчь и Сочи, объекты глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) Севастополя, а также региональной СУДС Финского залива (II этап). Окончена реконструкция береговой радиостанции НАВТЕКС (передает навигационные и метеорологические предупреждения) порта Холмск. В целях формирования инфраструктурных условий для ускоренного развития Дальнего Востока идет работа и в ряде других морских портов.

– Что делается для развития инфраструктуры Севморпути?

– Стоит напомнить, что в соответствии с майским указом президента России грузопоток по Севморпути должен быть увеличен к 2024 году до 80 млн т. Соответственно утвержден комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. В решение задачи наращивания грузопотока по трассе вовлечены федеральные проекты «Северный морской путь» и «Морские порты России» Как составляющие комплексного плана развития, в профильной части они нацелены на увеличение мощности морских портов Арктического бассейна, строительство ледоколов и обеспечивающего флота. Основными ответственными исполнителями выступают ГК «Росатом» и Минтранс России. При этом в соответствии с ФЗ № 525 от 27.12.2018 г. идет перераспределение ряда полномочий в сфере функционирования СМП с переходом к «Росатому» ответственности за развитие инфраструктуры Севморпути и морских портов, расположенных в его акватории.

По итогам работы за 2018 год грузооборот морских портов Арктического бассейна по сравнению с 2017-м увеличился на 26,4%, до 92,7 млн т. Анализ грузооборота по направлениям показывает, что основная доля перегрузки приходится на экспорт – 88,7%, импорт составил 8,5%, каботаж и транзит – лишь 1,8 и 1% соответственно. Из указанного объема морскими портами, расположенными в акватории Севморпути, прошло около 20 млн т.

На данный момент самым масштабным по объемам работ и финансирования в Арктике и не имеющим аналогов в мировой практике является строительство терминала АО «Ямал СПГ» (дочерняя компания ПАО «Новатэк») совместно с ФГУП «Росморпорт» в морском порту Сабетта. Проект реализуется с 2012 года и уже стал мощным драйвером развития транспортных проектов на Севморпути и в прилегающих частях Арктического бассейна.

Общий объем финансирования составляет более 105 млрд руб. и осуществляется как из федерального бюджета, так и за счет средств инвестора. На бюджетные деньги там были построены морской и подходной каналы общей длиной 54,5 км, северо-западное и глубоководная часть юго-восточного ледозащитного сооружения, приведена в порядок акватория морского порта и выполнены гигантские объемы работ по дноуглублению. В опытную эксплуатацию переданы объекты систем обеспечения безопасности мореплавания: контрольно-корректирующая станция, береговая радиостанция НАВТЕКС, система управления движением судов, радиостанции Глобальной морской системы связи.

Комплексным планом предусмотрен ряд крупных портовых проектов, реализуемых в акватории Севморпути, в том числе строительство терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» (удаленный терминал морского порта Сабетта), а также реконструкция морского канала в Обской губе.

Только что стало известно о поручении президента России предусмотреть в бюджете 2021–2022 гг. средства на финансирование этого проекта. Государство подтверждает свою нацеленность на приоритетное развитие Арктического бассейна и акватории Севморпути. Очевидно, что в дальнейшем прирост портовых мощностей Арктической зоны будет осуществляться в основном за счет строительства новых удаленных терминалов (в том числе расположенных в акватории Севморпути) и перегрузочных комплексов существующих морских портов, таких как Сабетта.

– Как можно охарактеризовать навигацию-2018?

– В прошлом году она прошла в непростых, хотя и не самых экстремальных условиях. Исходя из объемов финансирования на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, качественный состав и параметры судовых ходов, сроки действия средств навигационной обстановки и пропуска судов через шлюзы были установлены на уровне 2017 года.

Это позволило обеспечить протяженность судовых ходов с гарантированными габаритами почти в 50 тыс. км. Протяженность судовых ходов с круглосуточным движением судов составила 38,3 тыс. км.

– Каким был объем дноуглубительных работ?

– Выполненные в прошлом году объемы путевых работ на водных артериях страны позволили обеспечить установленные гарантированные габариты судовых ходов на протяжении всего периода навигации и безопасность судоходства.

В 2018-м, в рамках выполнения госзадания, объем дноуглубления составил 22,8 куб. м. По плану на 2019 год этот показатель должен быть около 24 млн куб. м.

Беседовал Андрей Лазарев

(Полный текст интервью о финансирование проектов портового развития, дноуглублении, программе развития Севморпути, обновлении отечественного флота и итогах навигации 2018 года – читайте в №7 от 2019 г. журнала «РЖД-Партнер»)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions