+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.11.2017 11:51:00
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Будущее Каспийского бассейна в качестве нового международного логистического узла

Правительство РФ утвердило Стратегию развития российских морских портов в Каспийском бассейне, а также железнодорожных и автомобильных подходов к ним до 2030 года. Новый масштабный проект превратит Каспийский транспортный узел в систему международной торговли, а также создаст логистический коридор со странами Каспийского региона. О том, какие задачи предстоит выполнить России в реализации стратегии, и о ее перспективах рассказала профессор кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Елена Смирнова.
Будущее Каспийского бассейна в качестве нового международного логистического узла
– Каковы основные логистические цели России в Каспийском море и как данная стратегия призвана их реализовать?

– Всегда, когда речь заходит о логистике и ее основных целях и задачах, независимо от того, какой проект и на каком уровне реализуется, необходимо в первую очередь понимать, какой эффект должен быть достигнут в конечном итоге. Цель логистики – повышение конкурентоспособности. Добиться этого можно за счет снижения временных и финансовых затрат при управлении логистическими процессами.

Развитие сотрудничества в Каспийском регионе – проект, который реализуется на межгосударственном уровне и затрагивает интересы стран, имеющих выход к Каспийскому морю. Это так называемая Каспийская пятерка: Россия, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан и Иран. Успех реализации проекта для РФ будет в значительной мере зависеть от экономических процессов в других прикаспийских странах, в частности в Иране, а также Казахстане и Туркменистане.

В зависимости от того, насколько внешние экономические условия будут способствовать заполнению мощностей российских портов, можно выделить три условных сценария – консервативный, базовый и оптимистичный.

При консервативном сценарии ожидается, что объем грузооборота в портах Каспийского моря к 2025 году будет увеличиваться, но незначительно. В перспективе объем будет снижаться. Базовый сценарий предполагает увеличение грузооборота за счет загрузки нефтеналивочного терминала к 2025 году до 5 млн т в год. В случае реализации оптимистичного сценария загрузка нефтеналивочного терминала к 2025 году составит 10 млн т в год.

Во всех трех случаях речь идет об экономическом взаимодействии с другими прикаспийскими странами, в частности с Ираном. При реализации базового сценария предполагается, что с Ираном удастся заключить своповую сделку на поставку нефти объемом не менее 1 млн т, а также с Казахстаном и Туркменистаном с ростом поставок до 2 млн т. Кроме того, перспективы роста грузооборота связываются с развитием торгового партнерства с Индией и странами Персидского залива.

Основными рисками, влияющими на то, какой из сценариев будет реализован, как раз и являются внешние факторы, которые могут оказать как позитивное, так и негативное влияние.

– Насколько данная стратегия реализуема в соответствии с заявленными сроками?

– В стратегии четко прописаны сроки реализации с разбивкой на три этапа. Первый этап – подготовительный (2018–2019 гг.). В этот период предполагается формирование нормативно-правовой базы, а также платформы для развития инвестиционной, финансовой, логистической и научно-исследовательской деятельности.

Второй этап – основной (2020–2025 гг.). В этот период уже предполагается строительство и частичный ввод в эксплуатацию нового морского глубоководного порта; строительство на российских верфях морских судов для осуществления перевозок в Каспийском море; развитие каспийского морского круизного туризма и транскаспийской международной торговли и некоторых других проектов.

Третий этап – перспективный (2026–2030 гг.). В этот период планируется строительство второй очереди морского глубоководного порта, развитие кластера переработки морских биологических ресурсов, строительство гражданского флота, предназначенного в том числе для добычи полезных ископаемых и биологических ресурсов Каспийского моря.

То, насколько данная стратегия будет реализована в соответствии с заявленными сроками, будет зависеть от объемов, способов и источников финансирования. Скорее всего, будет выбрана модель государственно-частного партнерства (ГЧП) как наиболее эффективная и наименее затратная для государства форма финансирования. Как правило, участие государства ограничивается, по разным оценкам, в области 10–25%. Остальные 75–90% финансирования ложатся на плечи частных партнеров. И в этом случае будет иметь значение то, какие именно партнеры будут привлечены и на каких условиях.

– Как реализация стратегии может повлиять на развитие транспорта и логистики Каспийского региона?

– Целью стратегии является укрепление социально-экономического и геополитического присутствия РФ в Каспийском регионе путем увеличения грузопотоков международной торговли. В том числе предполагается расширение и углубление экономических и культурных связей с соседними государствами. Для достижения обозначенных целей необходимо развивать транспортную и логистическую инфраструктуру региона. В частности, среди стратегических направлений можно выделить: развитие транспортного узла Каспийского бассейна и включение его в систему международной торговли; создание устойчивого транспортного и логистического коридора, связывающего Россию с Ираном, Индией и странами Персидского залива; развитие в Каспийском регионе бизнеса, ориентированного на экспорт через транспортный узел Каспийского бассейна; развитие гражданского судостроения и судоремонта в Каспийском регионе; развитие дальних и ближних автомобильных и железнодорожных подходов к морским портам. Эти и ряд других, не менее значимых направлений будут способствовать развитию транспорта и логистики Каспийского региона.

– Будет ли проект интегрирован в пояс Нового Шелкового пути?

– В настоящей стратегии речь идет о механизме формирования международного транспортного коридора Север – Юг протяженностью 7,2 тыс. км от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Бомбей). Частью этого коридора является бассейн Каспийского моря. Насколько сопряжение развития транспортного и транзитного потенциала России, в том числе Каспийского региона, будет соотноситься с китайской инициативой «Один пояс – один путь», покажет время.

Беседовал Шант Даниелян
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions