– Владимир Михайлович, как Вы считаете, насколько эта мера будет эффективна в перспективе?
– Ввод правил позволит упорядочить процесс погрузки и доставки как с точки зрения движения груза, так и в части эксплуатации транспортных средств и перегрузочного оборудования. Эта мера, в первую очередь, способствует сохранности грузов при перевозке морским транспортом и обеспечению безопасности людей, участвующих в этом процессе, чтобы исключить нарушения остойчивости и прочности корпуса судов-контейнеровозов из-за недостоверной информации о весе принимаемых на борт контейнеров. Однако сложно оценивать будущее принятых процедур. Как оказалось, многие экспортеры только в процессе сертификации начали знакомиться с основными руководящими документами: конвенцией SOLAS, правилами перевозки грузов в крупнотоннажных контейнерах, а также техническими регламентами и ГОСТами на контейнеры и т.д.
Несмотря на специфичность международной конвенции, за счет соблюдения требований SOLAS все участники транспортного процесса получат дополнительные гарантии безопасности перевозки грузов в контейнерах. Кроме этого, Министерству транспорта РФ реализация нового механизма работы в портах позволит качественно и количественно оценить состав участников российского рынка контейнерных перевозок.
– Темпы контейнеризации грузов в России все еще ниже, чем в целом в мире. Как Вы считаете, работа по международным стандартам подтолкнет эту тенденцию?
– Данная процедура косвенным образом направлена и на продвижение контейнерных перевозок как таковых, среди участников внешнеэкономической деятельности. В конце концов, первичный фактор, увеличение стоимости перевозки, исчезнет, поскольку общая ставка на перевозку нивелирует остроту восприятия одной из составляющих транспортного процесса в дальнейшем.
– Усложнило ли это нововведение работу терминалов, морских линий, операторов? Почему? Удалось ли сохранить динамику работы? Какие новые решения, подходы в связи с этим были внедрены?
– В работе транспортных компаний появился новый функционал: взвешивание, оформление и так далее, который необходимо реализовывать. Помимо проведения сертификации, это подразумевает приобретение необходимого оборудования (весы), изменение внутритерминальной и производственной логистики грузов и контейнеров.
В процессе выработки процедур по взвешиванию контейнеров отработаны процессы электронной передачи данных между грузоотправителями, экспедиторами, контейнерными операторами и судовладельцами. Также, для особых грузов, были выработаны методики расчета массы грузов в контейнере (наливные, навалочные, насыпные, пиломатериалы и круглый лес и т.п.). На многих предприятиях, производящих экспортную продукцию, внедрены системы контроля за весами грузов.
На динамике перегрузки контейнеров данное обременение, в условиях сжатия самого рынка перегрузки и транспортировки, существенно не скажется. Динамика погрузо-разгрузочных работ на терминалах также не пострадает, поскольку потенциал пропускной способности контейнерных портов в настоящее время значительно превышает имеющуюся грузовую базу.
Для терминалов, в некотором роде, появились дополнительные услуги. А морские линии (контейнеровладельцы) получили большую уверенность в корректности информации по весу контейнеров. К тому же, это позволит заранее, до подхода судна, спланировать правильную погрузку контейнеров на суда.
Беседовала Татьяна Симонова
Автор: Владимир Родыгин, главный технолог компании "Модуль"
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.