+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.11.2017 14:17:00
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Прирост угля в портах Латвии составил 30%

Согласно статистическим данным Министерства сообщений Латвии и стивидоров, в портах стран Балтии за 9 месяцев 2017 года существенных перемен не фиксировалось. Все та же динамика сокращения перевалки нефтеналивных грузов российского происхождения, которая в отрасли трезво воспринимается как естественный вектор развития экономики и стратегии РФ. Заметно снижение перевалки зерновых в Клайпедском и Лиепайском портах в связи с плохими погодными условиями для обработки чувствительного к влаге груза и ценами на рынках. И в то же время отмечается солидный прирост угля на 30%, до 14,32 млн т в латвийских портах, при общем объеме в 47,7 млн т.
Но есть тенденции, которые сейчас беспокоят латвийских транспортников больше, чем литовских и эстонских коллег, не столь зависимых от российского транзита. Помимо потери нефтепродуктовых грузов, в латвийских портах становится меньше угля. Волнение обоснованно – небольшое сокращение отметили весной этого года, когда стивидоры начали сталкиваться с отказами в подтверждении планов со стороны ОАО «РЖД». Однако с фактом придется мириться.

По словам президента общества «Балтийская ассоциация – транспорт и логистика» Латвии Инги Антане, ситуация с урезанием планов набирает обороты. В СМИ недавно неточно процитировали слова И. Антане: «…последние 3 месяца объемы транзита угля через Латвию падают каждый месяц на 85%. Если не произойдет чудо, то с нового года Латвия полностью потеряет уголь как транзитный груз…». И. Антане прокомментировала ИА РЖД-Партнеру, что речь шла о несогласовании на 85% со стороны ОАО «РЖД» заявок для стивидоров-угольщиков Вентспилсского порта. Поднимая эту тему, пояснила И. Антане, ассоциация бьет тревогу в связи с отсутствием планов и стратегии развития транзитной отрасли Латвии с намечающимся курсом РФ на понижение объемов через Балтию. «Нас действительно волнует вопрос конкурентоспособности латвийского коридора и портов. Что будем делать с инфраструктурой при падении объемов транзита? И на этом фоне перевозчик Latvijas Dzelzcels с января 2018 года планирует повышение платы за инфраструктуру на 7%».

И вот статистические данные перевалки и перевозок угля в Латвии в 2017 и 2016 году. Большая часть угля традиционно переваливается на двух терминалах в Риге: за январь – сентябрь 2017-го по сравнению с аналогичным периодом прошло года рост на 2,5%, до 9,33 млн т. В Вентспилсе также два терминала обслуживают эти грузы – рост на 18,6%, до 4 млн т. В Риге уголь в отчетном периоде составляет 36,6% от всего объема грузов, в Вентспилсе – 24,6%. Всего в портах Латвии рост по углю составил 27,9%, до 14,32 млн т, из которых 990 тыс. т антрацитового угля перевалено в Лиепае.

В период с конца 2016 года по весну 2017-го в среднем латвийская железнодорожная компания ежемесячно доставляла к терминалам портов до 2 млн т угля. Статистика же с апреля по сентябрь 2017-го демонстрирует не более 1–1,2 млн т/мес. Однако в 2016 году динамика перевозок угля с весны по осень была на этом же уровне 1 млн т, поэтому сравнение 2017 с 2016 годом не отображает особых изменений. То есть период последних 2 лет также не указывает на тенденции или колебания.

9 месяцев 2017 года, перевозки угля, млн т , Latvijas Dzelzcels

Январь – 2,11

Февраль – 4,0

Март – 6,27

Апрель – 7,67

Май – 9,17

Июнь – 10,39

Июль – 11,6

Август – 13,05

Сентябрь – 14,19.


9 месяцев 2016 года, перевозки угля, млн т

Январь – 1,38

Февраль – 2,54

Март – 3,95

Апрель – 5,13

Май – 6,26

Июнь – 7,36

Июль – 8,3

Август – 9,57

Сентябрь – 10,82.

Другое дело, если текущие цифры сравнивать с показателями успешного 2012 года. Так, в Вентспилсе в том году только на одном из двух терминалов перевалили 4,8 млн т угля; в 2013-м – 4,3 млн т; в 2014-м – 3,3 млн т. Сокращение тоннажа было вызвано введением санкций в адрес ряда российских предпринимателей, среди которых оказался владелец шахты, с которой тогда грузы поступали в Латвию. Сейчас с Заречной отправки угля в Ригу не осуществляются. В итоге через этот терминал в 2016 году прошло только 1,5 млн т грузов, но уже в этом году ожидают порядка 3 млн т. И еще несколько цифр: за январь – сентябрь 2016-го на этом вентспилсском терминале перевалено 700 тыс. т угля, а за январь – сентябрь текущего года – уже 2,3 млн т.

Порты Латвии, перевалка угля, в млн т

2011 – 20,2

2012 – 23,0

2013 – 21,5

2014 – 20,8

2015 – 19,0

2016 – 16,1.

Стивидоры сейчас не спешат с выводами, рисунок станет более понятным лишь по итогам 2017 года, в частности, по осенне-зимним месяцам, когда транспортировка угля традиционно оживает. Понятно, что в долгосрочной перспективе объемы нефтепродуктов, угля и других грузов сократятся в Латвии до минимума и их вряд ли удастся восполнить или заменить.

Да, прибалты столкнулись с неприятными фактами – грузы утекают. И за 3–5 лет, как сообщил источник РЖД-Партнера, вполне вероятно, что здесь ни угля, ни российских минеральных удобрений, ни зерна может и вовсе не остаться. Но пока инфраструктура портов РФ достраивается и процессы оттачиваются, у Балтии есть несколько лет в запасе для обслуживания привычных транзитных грузов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions