+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.12.2016 10:01:37
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Порты Украины: операция «Инвестиция»

«Я хочу отучить государственный аппарат «кошмарить» бизнес», «необходимо создавать условия, в которых никто не будет искусственно препятствовать бизнесу развиваться» - такие мессиджи прозвучали в конце ноября от главы украинского правительства Владимира Гройсмана. Однако ситуация в сфере морской перевалки грузов складывается вразрез с этой позицией – она свидетельствует, как минимум, о новейшей дестабилизации позиций частных инвесторов в портовую отрасль Украины.
Наказуемые инвестиции

Практически на фоне риторики премьера, в конце ноября, ряд частных стивидорных компаний Украины оказался в поле зрения силовиков, инициировавших жесткий вариант проведения следственных действий – обыски, изъятия документов, блокирование деятельности. Среди компаний, подвергшихся силовому воздействию, оказались ведущие представители рынка морской перевалки Украины – «Трансинвестсервис» (ТИС), самый мощный на сегодня частный перевалочный комплекс (де-факто – порт), а также «Дельта-Вилмар», один из лидеров в сегменте перевалки маслогрузов. Претензии правоохранителей к ТИСу вызвало получение последним части портовых сборов как компенсации затрат, понесенных в ходе обустройства в порту Южный дополнительной операционной акватории. «Это стало возможным ввиду незаконного оформления прав собственности на часть акватории Аджалыкского лимана, который, согласно Конституции, является собственностью украинского народа», - указано в разъяснении Службы безопасности Украины (СБУ) по данному поводу. Как уточнила СБУ, ТИС незаконно завладел корабельными сборами в объеме $6 млн. В свою очередь, руководство компании сослалось на закон «О портах Украины» и на приказ Мининфраструктуры как на нормы, легитимирующие механизм разделения портовых сборов между государством и частными инвестором, поспособствовавшим росту этих сборов. По данным ТИСа, компания потратила на дноуглубление (фактически, на расширение акватории порта Южный) порядка $40 млн собственных средств, обеспечив тем самым дополнительное поступление государству $200 млн за счет портовых сборов от возросших судозаходов. «Согласно новому закону, государство стало постепенно возвращать нам часть потраченных на дноуглубление средств. Пока что вернули $5,7 млн. Они лежат нетронутыми на целевых счетах, их можно потратить только на дальнейшее дноуглубление», - пояснил генеральный директор компании ТИС Андрей Ставницер.

По жесткому сценарию

Обыски и изъятия документов, остановившие работу стивидора «Дельта-Вилмар», также дислоцированного в порту Южный, прошли под предлогом нарушений со стороны одного из клиентов компании. Готовность «Дельты» сотрудничать со следствием не уберегла ее от жесткого развитиям событий - визита вооруженных силовиков, психологического давления на персонал. Особую интригу придало совпадение операции с пребыванием в офисе компании потенциального инвестора из Индии, прибывшего для переговоров: «Дельта-Вилмар», «дочка» сингапурской группы Wilmar International, вынашивает планы строительства в порту собственного причала и расширения производства маслопродукции – проекта на $150 млн. Как заявила представитель Одесской облгосадминистрации, вызванная на место событий, действия силовиков «напугали делегацию из Индии». «Иностранные инвестиции привлекать в Украину станет еще тяжелее. Существующие предприятия, весьма возможно, задумаются о выходе из Украины», - констатировала представитель одесских властей. В том же духе высказался глава Мининфраструктуры Украины Владимир Омелян, заявивший: «Когда мой заместитель пребывает в Сингапуре на переговорах, а ее собеседник показывает ей фото обыска с автоматами, который в этот же день происходит в сингапурской компании в украинском порту, или в компании ТИС, или, как сейчас, в порту Херсон – у зарубежных инвесторов возникает сразу вопрос: это точно рай для их инвестиций?». «Любая проверка – мы поддерживаем и готовы все пояснить и предоставить. Но маски-шоу – это потеря для государства, а не приобретение», - подчеркнул В. Омелян. Событие в Херсоне, упомянутое министром - обыск, проведенный силовиками в Херсонском морском порту практически одновременно с операциями в Южном. «Показали постановление суда, в котором указан адрес совсем не портовской, но это их не остановило. Уже полтора часа ищут документы по одному из клиентов порта и по одному из бывших руководителей. Админздание ХМТП буквально парализовали. Люди перепуганы, работа госпредприятия заблокирована», - сообщил о ходе операции и.о. директор ГП «Херсонский МТП» Андрей Соколов. Подобные инциденты со сходными сценариями имели место в отрасли и ранее – так, давлению подвергались лидеры частной морской перевалки Украины, компании «Бруклин-Киев» (работает в Одесском порту с зерном и контейнерами) и «Рисойл» (Ильичевский порт, сельхозгрузы). Фактически, та или иная успешная деятельность частного бизнеса в портах Украины раньше или позже сталкивалась с попытками силовой дестабилизации от имени государства.

Открытые проблемы

По оценке экспертов, сложившиеся в отрасли напряженные отношения инвесторов и государства стали следствием многолетних проволочек с формированием нормативного поля, регулирующего деятельность частного стивидорного рынка. По сути, проблема стоит шире: в стране до сих пор не сложилась полноценная правовая основа деятельности инвестора и защиты инвестиций. Государство декларирует, но откладывает создание ряда ключевых правовых механизмов, необходимых для привлечения инвестиций в сферу транспорта – концессии, возврата инвестиций, налогообложения, финансового регулирования. В украинской экономике лишь сегодня, со значительным опозданием, стартовали процессы дерегулирования бизнеса - очищения от устаревших, подчас времен СССР, подзаконных актов. Первая волна отмены, инициированная правительством республики, устранила из жизни свыше 350 устаревших директив; обещана новая, не менее мощная акция. Однако неизвестно, сколько таких этапов и времени потребуется, чтобы бизнес, в т.ч. стивидорный, получил европейские условия работы. К примеру, еще в мае предыдущего года Мининфраструктуры подготовило механизм возврата инвестиций в стратегические объекты портовой инфраструктуры. Этот проект требует утверждения на уровне правительства, однако подобный документ, очевидно необходимый частному стивидорному рынку, из коридоров кабмина пока не вышел. Не принят и закон «О концессии», хотя Мининфраструктуры уже приглашает потенциальных инвесторов к работе на концессионной основе в конкретно отобранные порты – Херсонский и Октябрьский (ныне порт «Ольвия»). Ведутся переговоры и о прочих портах, причем из числа лидеров отрасли – Ильичевском (ныне порт «Черноморск») и Южном, где инвесторам предлагается зайти в государственные стивидорные компании. Вот только законодательная база, оформляющая такие заходы и делающая будущее сотрудничество государства и частников надежным и предсказуемым, пока не создана.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions