+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.01.2017 16:00:00
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России. Итоги 2016 года

Сложная экономическая ситуация, развертывание санкционной политики, сокращение инвестиций – все это не позволило российским портам в 2015-м нарастить перевалку грузов. Однако в прошлом году ситуация изменилась. По итогам года грузооборот российских морских портов составил 721,9 млн т, что выше уровня 2015-го на 6,7%. Более того, в прошедшем году удалось нарастить даже контейнерооборот – на 1,4%.
Грузы пошли в рост
Согласно данным Ассоциации морских торговых портов России, грузооборот гаваней вырос за 12 месяцев 2016-го до 721,9 млн т. Отметим, что результаты работы по итогам года превзошли прогнозы. Заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк полагал, что совокупный грузооборот морских портов России по итогам 2016 года может увеличиться на 5,8%. Напомним, что в 2015 году этот же показатель составлял 650 млн т, а в 2014-м – 623,4 млн т.
При этом большее увеличение показали сухие, а не наливные грузы. Так, объем перевалки сухогрузов составил 335,8 млн т (+7,5%), в том числе: угля – 136,3 млн т (+10,5%), грузов в контейнерах – 42,7 млн т (+6,5%), зерна – 35,5 млн т (+3,3%), черных металлов – 28,2 млн т (+7,8%), грузов на паромах – 22,7 млн т (+3,5%), минеральных удобрений – 16,2 млн т (+1,1%), руды – 8,7 млн т (+29,6%), лесных грузов – 5,4 млн т (+1,8%), накатных грузов – 4,6 млн т (рост в 1,8 раза). В то же время снизилась перевалка металлолома – до 4 млн т (-5,5%) и тарно-штучных грузов – до 3,6 млн т (-8,7%). Объем перевалки наливных грузов увеличился до 386,1 млн т (+5,9%), в том числе сырой нефти – до 228 млн т (+12,8%) и сжиженного газа – до 13,6 млн т (+5,5%), а перевалка нефтепродуктов снизилась – до 140,7 млн т (-3,7%).
Что касается внешнеторгового грузопотока, то можно отметить следующие тенденции: экспортных грузов перегружено 567,3 млн т (+5,3%), импортных – 31,7 млн т (-5%), транзитных – 51 млн т (+5,8%), каботажных – 71,9 млн т (+27,4%).

Еще в 2015 году эксперты заявляли, что если раньше грузы в Европу следовали преимущественно через порты Балтийского бассейна, то теперь, из-за сложившейся политической и экономической ситуации, еще одной отправной точкой значительного объема грузопотока за рубеж станут черноморские гавани. Сегодня прогнозы участников отрасли подтверждает статистика. Объем перевалки в портах Балтийского бассейна за 12 месяцев 2016 года составил 236,6 млн т, в то время как гавани Азово-Черноморского бассейна переработали 244 млн т. При этом динамика роста показателей южных портов выше, чем у северо-западных, увеличение 4,8 и 2,5% соответственно.
Перевалка сухогрузов в Балтийском бассейне возросла до 89,7 млн т (+2,2%), наливных грузов – до 146,9 млн т (+2,7%). Увеличился объем перевалки грузов в порту Усть-Луга до 93,4 млн т (+6,2%) и Приморск до 64,4 млн т (+8,1%). Снизили грузооборот Большой порт Санкт-Петербург – до 48,6 млн т (-5,6%), в основном за счет уменьшения объемов перевалки нефтепродуктов (-32,3%), Высоцк – до 17,1 млн т (-2,2%), Калининград – до 11,7 млн т (-7,8%) и Выборг – до 1,4 млн т (-11,6%).
Перевалка сухогрузов на Юге увеличилась до 105,3 млн т (+7,1%), наливных – до 138,7 млн т (+3,1%). Нарастили объем перевалки грузов операторы морских терминалов портов Новороссийск – до 131,4 млн т (+3,4%), Кавказ – до 33,2 млн т (+8,8%), Тамань – до 13,5 млн т (+9,1%), Ростов-на-Дону – до 12,9 млн т (+11,4%), Керчь – до 9,6 млн т (+22,4%), Ейск – до 4,3 млн т (+10,2%) и Темрюк – до 2,9 млн т (+14,6%). Уменьшился грузооборот портов Азов – до 6,6 млн т (-6,3%) и Таганрог – до 2,4 млн т (-19,1%). Грузооборот порта Туапсе остался на уровне прошлого года и составил 25,2 млн т.

С 2015 года часть портов Дальнего Востока работает в режиме порто-франко. Участники рынка отмечали, что новый статус и возможности, которые будут предоставлены компаниям, работающим в этом регионе, привлекут на данное направление новые грузы. Напомним, закон о свободном порте вступил в силу 15 октября 2015 года и будет действовать на протяжении 70 лет. В дальнейшем этот период могут как сократить, так и продлить. Действие уникального для России режима распространится сразу на 15 муниципалитетов региона. Резидентам территории будет предоставлен облегченный налоговый и таможенный режим. Зона свободной торговли значительно повысит инвестиционную привлекательность российского региона и обеспечит сокращение затрат на реализацию инвестиционных проектов до 40%.
Владивосток является связующим звеном между Транссибирской железнодорожной магистралью и тихоокеанскими морскими путями, что превращает его в важный грузовой и пассажирский порт. Главные статьи экспорта здесь – рыба и морепродукты, древесина, черные и цветные металлы, суда. Основные импортные грузы – это продукты питания, лекарственные средства, одежда, обувь, бытовая техника и суда. Владивосток является важным перевалочным пунктом для товаров, импортируемых из Японии, Южной Кореи, Китая, США и стран Юго-Восточной Азии. Заметную долю товаропотока также занимает ввоз новых и подержанных автомобилей из Японии. По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот дальневосточных портов увеличился до 185,5 млн т (+8,3%), из них сухогрузов – до 111 млн т (+13%), наливных грузов – до 74,5 млн т (+2,1%). Как ранее отмечал глава Минвостокразвития Александр Галушка, развитие Дальнего Востока – приоритетное направление для России. «За период чуть более года благодаря территориям опережающего развития (ТОР), свободному порту Владивосток, фонду развития Дальнего Востока, поддержке инвестпроектов на Дальний Восток привлечено 1,3 трлн руб. инвестиций. За этим стоят 470 инвестиционных проектов, создающих почти 80 тыс. новых рабочих мест», – комментировал он.
В итоге по результатам работы в 2016 году грузооборот увеличили порт Восточный – до 68,5 млн т (+5,2%), Ванино – до 30,2 млн т (+11,6%), Находка – до 23,3 млн т (+9,4%), Пригородное – до 16,4 млн т (+2,4%), Владивосток – до 14,3 млн т (+11,2%), Де-Кастри – до 11,5 млн т (+10,4%) и Посьет – до 8,2 млн т (+26,6%).

Развитие Арктической зоны ориентировано в основном на завоз грузов, а также добычу и экспорт углеводородов. Эксперты отмечают, что для организации транзитных перевозок грузов между Азией и Европой необходимо совершенствовать инфраструктуру Северного морского пути. Россия может извлечь значительную экономическую выгоду из развития и эксплуатации СМП – кратчайшего морского пути от европейских до восточноазиатских портов. Еще более важно в этой связи образование стратегического внутреннего маршрута, соединяющего сибирские речные порты друг с другом, а также с европейскими и дальневосточными районами страны. Сегодня полным ходом идет реализация программы по созданию арктической инфраструктуры на острове Шмидта, Новой Земле, Новосибирских островах и Земле Франца-Иосифа. Названные острова очень важны для России, поскольку между ними и континентальной частью страны проходит кратчайший маршрут из Европы на Дальний Восток.
За 2016 год операторы морских терминалов Арктического бассейна нарастили грузооборот на 40,6% по сравнению с 2015-м. За исследуемый период было транспортировано 49,7 млн т грузов. Во многом положительной динамики удалось достичь за счет двукратного роста перевалки наливных грузов. Их объем по итогам года составил 23,1 млн т, что в в 2,2 раза выше аналогичного периода 2015-го. Однако объем перевалки сухогрузов также увеличился и по итогам года составил 26,6 млн т, что на 6,6% выше уровня 2015-го. Наибольшую положительную динамику продемонстрировали стивидоры порта Мурманск – до 33,4 млн т (в 1,5 раза). Однако и другие гавани показали высокие результаты: Варандей – до 8 млн т (+21,6%) и Дудинка – до 1,2 млн т (+1,6%). Уменьшили перевалку грузов порты Архангельск – до 2,6 млн т (-31,0%) и Кандалакша – до 0,8 млн т (-3,4%).

Кризис миновал?
По данным АСОП, контейнерооборот портов России по итогам 2016 года составил 3,99 млн TEU, что превышает показатель 2015-го на 1,4%. Если начало года было тяжелым для контейнерного бизнеса, то к концу года объемы перевозок начали расти и по всем бассейнам, кроме Каспийского и Дальневосточного, превысили показатели 2015-го. Так, еще в январе – октябре общий рост контейнерооборота составлял 0,2%, в январе – ноябре – 1%, по итогам года – 1,4%. В предыдущие периоды 2016-го отмечался спад перевалки контейнеров относительно 2015 года.
Отметим, что перевалка каботажных контейнеров за 2016 год составила 0,64 млн TEU, что на 8,5% превышает показатель 2015-го (перевалка груженых выросла на 10%, порожних – на 6,2%). Импортных контейнеров переработано на 2,1% больше (1,67 млн TEU). Транзит по итогам года упал на 28,5%, до 0,05 млн TEU (перевалка порожних контейнеров сократилась на 93,3%, груженых – на 3,4%). Перевалка экспортных контейнеров сократилась на 0,6%, до 1,64 млн TEU (порожних контейнеров перевалено на 17,4% меньше).
Лидером по темпам роста являются гавани Арктического бассейна. В 2016 году они нарастили объем контейнерных грузов на 10,8%, до 0,15 млн TEU. Максимальный рост перевалки контейнеров относительно 2015 года зафиксирован в январе – феврале 2016 года – 19,6%. Однако наибольший объем контейнерных грузов по-прежнему проходит через порты Балтийского бассейна – 2,02 млн TEU по итогам 2016-го. Это на 1,7% выше уровня 2015 года. Темпы роста контейнерооборота бассейна остаются стабильными с января – августа на уровне 1,3–1,7%. В предыдущие периоды рост контейнерооборота варьировался в пределах 1,9–3,2% к аналогичному показателю 2015 года.
Несмотря на санкции и снижение потребительской активности из-за сокращения доходов населения темпы роста контейнерооборота портов Азово-Черноморского бассейна РФ к концу 2016 года выросли и составили рекордные 4% (до 628,4 тыс. TEU). В предыдущие периоды 2016-го рост контейнерооборота бассейна находился в пределах 1,7–3,5%.
Отрицательную динамику по итогам года продемонстрировали порты Дальневосточного и Каспийского бассейнов. Они сократили перевалку контейнеров на 1,5% (до 1,19 млн TEU) и на 15,1% (до 2,42 тыс. TEU) соответственно. Отметим, что спад контейнерооборота в портах Дальневосточного бассейна на протяжении всего года уменьшался: в январе 2016 года составлял 28,3%, в I квартале – 19,4%, в I полугодии – 11,4%, в январе – октябре – 3,7%, в январе – ноябре – 2,5%.
К сожалению, уже традиционно отмечается снижение контейнерооборота Каспийского бассейна РФ. И 2016 год не стал исключением. Однако темпы уменьшения контейнерооборота за II полугодие 2016-го сократились с 31,6% по итогам января – июля до 15,1% к концу года. В предыдущие периоды отмечался скачкообразный тренд в пределах 20,3–27%.




Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions