+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.12.2016 11:44:36
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Хабаровск не растерял инвестиционную привлекательность

Власти региона рассчитывают распространить на нее режим свободного порта Ванино.
По словам и.о. зампреда правительства Хабаровского края – министра инвестиционной и земельно-имущественной политики Ирины Серовой, в 2016 году одним из ключевых направлений работы совместно с другими органами исполнительной власти стало сопровождение 20 инвестпроектов, реализуемых в рамках территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), и трех проектов свободного порта Ванино. «По итогам года общий объем освоенных инвестиций по ним составит более 13 млрд руб.», - сказала она.
И.о. министра напомнила, что региональным правительством инициировано распространение льготного режима и на другие территории края. Так, около 3 млрд руб. частных инвестиций планируется вложить в экономику Николаевского района, где намечено к реализации восемь проектов по строительству и реконструкции рыбоперерабатывающих комбинатов, созданию баз по ремонту морских и речных судов, а также транспортно-логистического центра.

Гавань пробуждения

Частный капитал не отпугнул тот факт, что в этом году поставлена точка в истории с портовой особой экономической зоной (ПОЭЗ) в Советской Гавани. Соглашение о ее организации было подписано президентом РФ еще 31 декабря 2009 года, но до практического воплощения проекта дело так и не дошло.
Правда, еще в конце 2015 года на заседании правительства Хабаровского края губернатор Вячеслав Шпорт заявил о том, что вопрос по созданию ПОЭЗ сдвинулся с места. «Задача на 2016 год – начать проектно-изыскательские работы и официально оформить первых резидентов ПОЭЗ», - объявил он. К тому моменту был утвержден проект планировки первой площадки особой зоны (на участке в районе мыса Марии), создана управляющая компания АО «ПОЭЗ "Советская Гавань"», учредителями которой выступили АО «ОЭЗ» (Москва) и краевое правительство. На начальные проектные работы был предусмотрен первый транш из федерального бюджета 128 млн руб.
Однако в апреле 2016 года аудитор Счетной палаты Юрий Росляк, руководивший проверкой Совгаванской ПОЭЗ, отметил, что долгая раскачка проекта, срыв сроков создания инфраструктуры зоны приводит к отказу потенциальных резидентов от реализации инвестпроектов на ее территории. «В результате ненадлежащей работы органов управления ОЭЗ сложилась ситуация, при которой в соответствии с законодательством возможно досрочное прекращение ее существования», - сказал Юрий Росляк.
Проверки, причем не только Счетной палаты, но и Генпрокуратуры, коснулись и действующих в России особых экономических зон. Чуть позже президент Владимир Путин поручил российскому правительству разработать единую стратегию работы создаваемых в стране ОЭЗ, а также приостановить организацию новых и прекратить работу неэффективных. «Очень дорого, очень мало отдачи и с нулевым КПД», - охарактеризовал институт ОЭЗ пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Тогда же Вячеслав Шпорт заявил, что для единственной в России зоны портового типа, какой является Совгаванская, сделают исключение: она не будет ликвидирована, а продолжит работу под управлением региона, тем более глава государства поручил проработать механизмы передачи ОЭЗ под управление субъектам РФ. Именно в отсутствии влияния региона на процесс становления ПОЭЗ видели главную причину неудачи проекта власти Хабаровского края. «В течение пяти лет мы никак не могли найти с этим акционерным обществом (АО «ОЭЗ» – Ред.) взаимоотношения», - сетовал губернатор.
Однако реакция региона изменилась в связи с вступившими в силу поправками в ФЗ «О свободном порте Владивосток». Его режим был расширен на другие территории тихоокеанского побережья, в том числе Ванинский район. Правительство края выступило с предложением досрочно закрыть ПОЭЗ, а действие порто-франко в Ванино распространить на соседнюю Совгавань. «Это единое пространство», - подчеркнул Вячеслав Шпорт, уточнив, что в данном вопросе краевые власти уже нашли поддержку у полпреда в ДФО Юрия Трутнева. Соответствующее решение должно быть принято наблюдательным советом свободного порта, а затем вынесено на федеральный уровень.
Хабаровский край не единственный дальневосточный регион, который просит расширения данного типа режима. К примеру, власти Сахалина, где порто-франко определен был Корсаков, хотят его распространения на все основные гавани острова: Невельск, Холмск, Углегорск, Шахтерск, Поронайск.

Не теряя берега

Независимый эксперт Александр Редько считает, что и без статуса ПОЭЗ Совгавань не потеряет значимости в связи с наращиванием темпов освоения сырьевых запасов в регионах Сибири и Дальнего Востока, ориентирующихся на перевозку грузов по Транссибу и БАМу (Восточный полигон РЖД). Большую заинтересованность к ней проявляют компании, планирующие строительство перевалочных комплексов для отправки грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
В самом деле, в планах ООО «Советско-Гаванский морской торговый порт» построить в районе терминал для отправок железорудного сырья до 7,1 млн т в год. Работать с контейнерами, рыбной продукцией, зерном планирует ООО «Морской порт Новая Советская Гавань». На первом этапе объемы составят 3,4 млн т с последующим увеличением до 6 млн т. На перевалке сжиженного углеводородного газа и нефтепродуктов в объеме 8-10 млн т в районе мыса Марии будет специализироваться ООО «Ремсталь». Там же ООО «Терминал Блэк» намерено заниматься перевозками мазута и дизельного топлива, на первом этапе они составят 0,4 млн т.
За счет новых каналов экспорта Совгавань привлечет в Хабаровский край дополнительный грузопоток, поэтому немаловажен тот факт, добавляет эксперт, что с наделением Ванинского района статусом свободного порта региональные власти активно подымают вопрос о дальнейшей модернизации железнодорожной инфраструктуры по программе развития Восточного полигона. Как известно, цель нынешнего этапа реконструкции (он должен быть завершен в 2019 году) – обеспечение грузоперевозок в направлении Ванино-Совгаванского узла в 37-39 млн т ежегодно. Фактически этот объем будет исчерпан действующими стивидорами Ванино, «Дальтрансуглем» и «Ванинским морским торговым портом», которые развивают свои мощности, а также строящемся сейчас терминалом «Саха-транс» (он предназначен для перевалки угольной продукции «Колмара»). Данный перегрузочный комплекс должен приступить к работе в 2019 году.
В то же время уже зарегистрирован первый резидент свободного порта Ванино. Им стало ООО «Дальневосточный Ванинский Порт», планирующее построить терминал для угольных грузов мощностью 15 млн т в год. А еще одним крупным участником порто-франко может стать НАО «Прайм» с проектом строительства комплекса для перевалки до 5 млн т сжиженных углеводородных газов. Но их перспектива опять-таки зависит от транспортного обеспечения со стороны железной дороги.
По словам главного инженера Дальневосточной магистрали Сергея Рябова, 7 декабря эта проблема звучала на совещании в правительстве Хабаровского края. Было отмечено, что дефицит провозной способности однопутной линии Комсомольск – Совгавань может со временем составить 60 млн т. Поэтому сегодня нужно выносить на федеральный уровень вопрос строительства второго пути и электрификации этого участка железной дороги.
Проект капиталоемкий, предварительно оценивается в 240 млрд руб., но его возможно реализовать поэтапно. В результате железнодорожный транспорт сможет ежегодно обеспечивать доставку в адрес Ванино и Совгавани свыше 100 млн т грузов.
Ставка в перевозках делается на экспорт энергоносителей. Сегодня этому способствует конъюнктура на мировых рынках. «С начала февраля этого года по настоящее время стоимость угля выросла в два раза», - говорит директор по организации железнодорожных перевозок ГК «Новотранс» Николай Цыденов. При этом цены на энергоноситель в азиатских странах почти на 20% выше, чем в западноевропейских, что делает порты Дальнего Востока привлекательным каналом экспорта.

Резидентам нужен срок

Пока интерес к режиму Свободного порта в Ванинском районе проявили около 20 компаний с заявляемым объемом инвестиций 72 млрд руб. При этом бизнес намерен реализовать проекты в самых разных сферах, в том числе бытового обслуживания населения, строительстве коммерческой недвижимости, открытия производств в пищевой промышленности, деревопереработке и т.д.
Аналогично этому далеко не все участники Свободного порта Владивосток (СПВ) специализируется на грузовых перевозках и стивидорной деятельности. На начало декабря его резидентами стало чуть более 100 компаний с объемом планируемых инвестиций на 128 млрд руб. Только четверть из них намерена оказывать грузовладельцам транспортные услуги.
Несмотря на то, что режим свободного порта введен во Владивостоке почти на год раньше, чем в других районах Дальнего Востока, до реализации там крупных проектов пока еще не дошло. По сути все это время формировался реестр резидентов СПВ, велись переговоры о привлечении инвесторов из соседних азиатских стран, подписывались декларации о намерениях, корректировалась нормативная база и т.п.
«Закон о Свободном порте Владивосток - новаторский. Это не застывшая новелла, а гибкий инструмент привлечения инвесторов и создания благоприятных условий для ведения бизнеса. По мере надобности мы будем его расширять и совершенствовать. Если практика покажет, что нужно внести изменения или что-то дополнить, мы это сделаем», - говорит министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
Кстати, сейчас в Госдуму планируется внести законопроект об упрощении визового режима на территории свободного порта Владивосток для иностранных граждан. Иностранцы беспрепятственно смогут получать 8-дневную электронную визу. «Мы рассчитываем, что закон вступит в силу в следующем году и им смогут воспользоваться инвесторы, прибывающие на третий Восточный экономический форум (в сентябре 2017 года – Ред.)», – сообщил Александр Галушка.
Если вспомнить, идея об упрощенном порядке посещения иностранцами Владивостока возникла еще в 2012 году к проведению в этом городе саммита АТЭС.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions