+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Как сбалансировать доходность и привлечь грузы?

В октябре 2016 года погрузка на сети РЖД снизилась на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Представители перевозчика заявляют, что холдинг постоянно повышает качество работы, но несет потери из-за не обеспеченных операторами заявок на перевозки. Собственники вагонов уверяют железнодорожников в том, что ничуть не менее их заинтересованы в росте грузовой базы. Отраслевые эксперты отмечают:
у ОАО «РЖД» и операторов есть резервы для совместного наращивания грузооборота – и их стоит использовать.
Уже очевидно, что на сокращение сетевой погрузки по итогам октября в немалой степени повлияла нехватка порожних полувагонов под низкодоходные грузы. Не случайно вопросы эффективного управления парком и сбалансированного распределения доходов от перевозок обсуждались в ОАО «РЖД» сразу по завершении этого месяца –
на совещании с операторами железнодорожного подвижного состава. Там и прозвучали заявления о том, что перевозчик понес финансовые потери из-за необеспечения грузоотправителей вагонами. За 10 месяцев текущего года размер ущерба превысил 1 млрд руб., причем большая его часть пришлась на август-октябрь.

По словам президента ОАО «РЖД» Олега Бело­зёрова, холдинг активно борется за привлечение новых грузов, улучшая тем самым условия ведения бизнеса операторов. Тем не менее усилия компании, в том числе в сфере гибкой тарифной политики, нивелируются ростом цен на операторские услуги. Так, по данным РЖД, средняя ставка на предоставление полу­вагона с начала года выросла в ряде случаев на 80%, при этом тарифная нагрузка на грузоотправителей за пользование инфраструктурой увеличилась лишь на 2,6% при индексации тарифа на 9%. Впрочем, оперировать цифрами в этой ситуации – задача не из легких. Доходность РЖД, в частности, можно отслеживать по динамике средней доходной ставки, но ее уровень зависит и от изменения структуры перево­зок. Так, увеличение долей высоко- и среднедоходных грузов вкупе со снижением доли низкодоходных положительно влияет на этот показатель. Доходность операторов определить сложнее, потому что она рассчитывается исходя из оценки работоспособности вагона, а доля вагонной составляющей в затратах гр
узоотправителей весьма разнится по отраслям: например, в 2015 году в среднем она составляла 13%, при этом у щебеночников и угольщиков доходила до 50%, а у металлургов была ниже 10%. Кроме того, ставки операторов подвержены рыночным колебаниям. Так, в 2014–
2015 гг. они практически не менялись, так как еще раньше снизились по сравнению с 2011-м втрое. За этот же период тарифы РЖД индексировались регулярно, кроме 2014 года. Например, в 2015-м они выросли на 10%, и это без учета роста экспортных тарифов в рамках тарифного коридора.

Нынешний рост уровня операторских ставок на универсальный подвижной состав – объективная реальность. По данным аналитиков, в I полугодии 2016 года совокупные расходы
грузовладельцев на перевозки в полувагонах составили около 300 млрд руб., и 45 млрд из них досталось операторам. В II полу­годии эти показатели могут составить 320 и 70 млрд руб. соответственно, причем около четверти суммы получит дочерняя компания РЖД – АО «ФГК», оперирующее почти 1/3 совокупного парка полувагонов.

Сейчас руководство РЖД заявляет о том, что весьма рассчитывает на операторов в части кооперации усилий по привлечению дополнительных объемов грузов. Операторы не возражают и готовы взаимодействовать. В частности, на том же совместном совещании один из руководителей СОЖТ озвучил ряд предложений, связанных с увеличением доходов перевозчика в условиях дефицита финансовых ресурсов. Между тем эксперты подчеркивают, что у ОАО «РЖД» есть и дополнительные резервы для улучшения финансового положения. Главный из них – возврат малых и средних грузовладельцев с автотранспорта на железную дорогу. «За последние годы грузоотправители переложили в карман автомобилистов более
25 млрд руб.», – отмечают аналитики. Потенциальную тарифную выручку только от возврата контейнеров на рельсы они оценивают в сумму не менее 70 млрд руб. Пило­материалы, лом черных металлов, трубы, стройгрузы, сборные и поч­товые отправления также составляют внушительный пласт для получения дополнительных доходов.
В некоторой степени это подтверждают и
итоги грузовой работы в октябре текущего года: несмот­ря на общее снижение объемов сетевой погрузки, трансформация ее структуры в пользу средне- и высокодоходных номенклатур повлияла на улучшение доходной ставки перевозчика.

По мнению экспертов, регулярные опросы клиентов РЖД, в том числе бывших, дают базу для составления плана действий. «РЖД и операторам необходимо приложить максимум усилий, для того чтобы оформление небольшой партии груза до 100 т и ее отправка происходили в течение суток, так как это является важнейшим конкурентным преимуществом автотранс­порта», – рекомендуют аналитики. Кроме того, важнейшим аспектом деятельности РЖД и операторов должен стать маркетинг стоимости перевозок. Доминирующие на отдельных дорогах операторские компании могут совместно с перевозчиком мониторить цены конкурентов и гибко реагировать на ситуацию, не чураясь предоставления скидок. Только такая кооперация позволит привлекать новых и возвращать ушедших грузовладельцев. При этом на фоне роста выручки воп­рос баланса доходности может и не возникнуть вовсе, ведь от прихода грузов на сеть выиграют все.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions