+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.06.2016 09:10:36
Дайджест прессы
РЖД-Партнер

Транспорт покроют потолком

В правительстве ищут предел расходов на перевозку грузов. 

Правительство хочет выяснить максимальную долю расходов на транспорт в цене продукции разных отраслей, следует из протокола майского совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича. Поручение определить этот предел дано ФАС, министерствам и ОАО РЖД. Сейчас в ряде случае на транспорт грузоотправители тратят до 50% от конечной цены товара, и эксперты считают, что определить потолок расходов будет непросто.

Минэкономики, Минтрансу и ФАС вместе с ОАО РЖД и советом потребителей монополии поручено к 1 сентября представить в ФАС предложения по предельно допустимым уровням транспортной составляющей по отраслям экономики. Такой пункт содержится в протоколе (есть у "Ъ") совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича по транспортной составляющей в цене угля, состоявшегося 17 мая (см. "Ъ" от 19 мая). В Минтрансе и Минэкономики отказались от комментариев, в ОАО РЖД сообщили, что готовят предложения и в срок представят в ФАС. В ФАС подтвердили, что работают над поручением.

Снижение издержек для повышения конкурентоспособности продукции приводит к необходимости рассчитать предел, которого может достигать транспортная составляющая. Этот вопрос бурно обсуждался на майском совещании и сопровождался дискуссией о том, достигнут ли предел резерва экономии на железнодорожном тарифе или надо приняться за маржу портов. В протоколе также содержится поручение тем же ведомствам, ОАО РЖД и советам потребителей ОАО РЖД и ФГУП "Росморпорт" представить модель оценки транспортных расходов по различным видам грузов. ФАС поручено провести анализ динамики ставок на перевалку по каждому порту (см. "Ъ" от 22 июня), проверить наличие разных ценовых условий для независимых потребителей и аффилированных с портами.
При этом доля транспорта в расходах отправителей сильно зависит от груза. Источник "Ъ" в угольной отрасли говорит, что сейчас при поставке угля из Кузбасса на Дальний Восток инфраструктурная и вагонная составляющая — $20 на тонну при цене тонны FOB порт Восточный $48-50. В ряде случаев транспортная составляющая достигает 60-70%. Он замечает, что, когда в 2013 году вводили тарифный коридор (дает ОАО РЖД право на надбавку 13,4% или скидку12,8% к тарифу), указывалось, что предел транспортной составляющей без учета портов должен составлять 20%. В химической отрасли, по расчетам Константина Юминова из Raiffeisenbank, транспортная составляющая при поставках на экспорт в среднем составляет 20-25%. Борис Любошиц из "Аудит Груп" оценил долю транспортных расходов в цене нефти и нефтепродуктов, доставляемых по железной дороге, в 10-15%. Источник "Ъ" на зерновом рынке говорит, что транспортная составляющая на тысячу километров при цене зерна 12 тыс. руб. за тонну и на условиях возврата НДС такова: 2% — элеватор, 14-15% — железная дорога, 13% — порт.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров полагает, что адекватные индикативы по транспортной составляющей относительно легко установить, если перевозки осуществляются исключительно по железной дороге, но для биржевых товаров или при экспорте, когда есть данные по таможенной стоимости. Но, например, для небиржевых товаров на внутреннем рынке или для мультимодальных перевозок необходимо учитывать расходы на перегрузку и хранение, и погрешность будет высока. Заместитель главы ИПЕМ Владимир Савчук считает, что рассчитать предельную транспортную составляющую реально и к тому же необходимо в контексте планов по разработке новой тарифной системы. По его словам, одним из важных вопросов будет методология — например, надо ли учитывать при расчетах затрат возврат инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры.

Установление предельных транспортных затрат в долевом выражении имеет прецеденты. В 2013 году в электроэнергетике был установлен индикативный лимит сетевой составляющей в конечной цене на электроэнергию (не выше 40%). Но, отмечают в "Сообществе потребителей энергии", опыт показывает, что долевой показатель полного представления о ситуации не дает: так, при текущем росте цены за мощность, увеличивающем конечную стоимость энергии, сетевая составляющая (сегодня, по данным "Россетей",— 36%) может расти в абсолютном выражении, не увеличиваясь в долевом. Структурно такие индикативы важны, отмечают в сообществе, но необходимы и абсолютная оценка, и сопоставление с другими странами. 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions