+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.11.2017 12:15:36
Дайджест прессы
РЖД-Партнер

Вагоны разъехались по ставкам

ИПЕМ провел исследование уровня монопольной концентрации и распределения рыночных долей участников вагоностроительного рынка. Эксперты пришли к выводу, что уровень конкуренции прямо зависит от поведения ставки предоставления вагона: чем ниже она, тем большая монопольная концентрация наблюдается на рынке. При этом исследователи отмечают значительное падение доли ОВК Александра Несиса на рынке как грузовых вагонов в целом, так и полувагонов.

По данным ИПЕМ, в вагоностроении наметилось изменение структуры рынка. Под влиянием высоких ставок на предоставление вагона, сообщают эксперты ИПЕМ, конкуренция на рынке обострилась и в третьем квартале 2017 года достигла самого высокого с первого квартала 2015 года уровня. Наибольшая монопольная концентрация на рынке грузовых вагонов наблюдалась во втором квартале 2016 года, когда ставки находились на очень низком уровне, но с тех пор уровень концентрации сократился практически на 40%. При этом рынок полувагонов в 2013–2017 годах был почти вдвое менее конкурентным, чем рынок вагонов в целом: это объясняется тем, что в 2013–2014 годах на Уралвагонзавод (УВЗ) стабильно приходилось около половины производства полувагонов в России, а в 2015–2016 годах, наиболее проблемных для вагоностроителей из-за отсутствия спроса и низкой ставки, доминирующее положение в производстве полувагонов перешло к Объединенной вагонной компании (ОВК) Александра Несиса.

По оценкам аналитиков, уровень конкуренции прямо связан с поведением ставки предоставления вагонов: конкуренция ниже, когда ставки находятся на низком уровне, и наоборот. Самая высокая конкуренция на рынке, пишут они, наблюдалась в 2012–2014 годах, которые характеризовались высокими ставками операторов и высоким спросом на вагоны. «Результаты анализа показывают, что ключевым фактором роста производства грузовых вагонов является рост ставок операторов,— говорит заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук.— Антикризисные меры поддержки 2015–2016 годов не были использованы всей отраслью, что привело к существенному росту долей некоторых производителей, которые были стабилизированы ростом ставок в течение последнего года». В ФАС “Ъ” пояснили, что хотели бы ознакомиться с исследованием более подробно.

ИПЕМ наблюдает значительное падение доли на рынке одного из крупнейших производителей — ОВК. Ее доля в структуре производства грузовых вагонов, еще во втором квартале 2016 года составлявшая 51%, в третьем квартале 2017 года снизилась до 31%, а на рынке полувагонов — с 83% до 37%. Как пояснили “Ъ” в ИПЕМ, в целом по России с третьего квартала 2016 года по третий квартал 2017 года рост производства грузовых вагонов составил 72%, полувагонов — 97%. «С одной стороны, да, мы видим удвоение объемов производства полувагонов, с другой — объемы производства у ОВК растут существенно ниже рынка»,— говорят в ИПЕМ. Так, по оценкам экспертов, объем выпуска полувагонов у ОВК за три квартала этого года вырос только на 15,7% по сравнению с тремя кварталами прошлого года, в то время как у УВЗ — на 276%, у «Алтайвагона» — на 263%. В ОВК от комментариев отказались, лишь отметив, что в связи с растущим спросом на специализированный состав ОВК развивает свои мощности по выпуску цистерн для химических грузов, универсальных и фитинговых платформ, хопперов и крытых вагонов. В УВЗ согласны с оценкой ИПЕМ, говоря, что за девять месяцев текущего года рыночная доля корпорации увеличилась, приблизившись к позициям основного конкурента.

Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров утверждает: конкуренция на российском рынке производства грузовых вагонов в 2017 году сильно обострилась. Это подтверждает целая серия инициированных УВЗ процессов по отзыву лицензий на использование инновационных тележек, например у «Рэйлтрансхолдинга» и «Алтайвагона», а также достигнутый баланс по доле рынка в структуре закупок подвижного состава в РФ инновационных тележек Barber и УВЗ — примерно по 34–35%, отмечает эксперт. По его мнению, далее конкуренция будет только усиливаться, хотя он считает, что конкуренция сейчас определяется не столько ценой вагона или ставкой предоставления, сколько конструкционными характеристиками, сервисом и адаптацией под потребности крупнейших грузоотправителей. Процесс ухода с рынка малозагруженных вагоностроительных производств неполного цикла продолжится; вероятнее всего, будут консолидироваться и крупнейшие производители, уверен Михаил Бурмистров.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions