+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.08.2017 11:23:00
Дайджест прессы
РЖД-Партнер

ЦСР прошелся по коридорам

Его идеи в сфере транспорта удивили рынок
Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина разработал исследование о перспективах создания в России до 2024 года интегрированной транспортной системы. К этому моменту, по версии экспертов ЦСР, расходы на транспортную инфраструктуру должны почти удвоиться, достигнув 2,1% ВВП. Значительную их часть предлагается потратить на скоростные автомобильные (более 3 трлн руб.) и железные (более 2 трлн руб.) дороги с акцентом на развитие международных транспортных коридоров, соединяющих РФ с Европой, Китаем и Ираном. Участники рынка и эксперты называют программу неконкретной и оторванной от реальности.

“Ъ” удалось ознакомиться с презентацией Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина о перспективах роста экономики до 2024 года. Она состоит из двух частей — уже достаточно стандартной для ЦСР «стратегии роста» и гораздо более частной, отраслевой «интегрированной транспортной системы». Презентация была представлена 20 июля на совещании в администрации президента под руководством помощника президента Игоря Левитина (министр транспорта в 2004–2012 годах), до 15 августа участники должны были прислать свои отзывы. В ЦСР на запрос “Ъ” не ответили.

Согласно презентации, главными драйверами экономического роста должны стать скоростное сообщение, мультимодальность, международные транспортные коридоры (МТК) и городской транспорт. Их развитие должно привести к росту производительности за счет агломерационных эффектов, расширению доступа на внешние рынки, росту транзитной выручки и дополнительным инвестициям в городскую недвижимость.

В целом к 2024 году планируется увеличить долю расходов на транспортную инфраструктуру с 1,3% до 2,1% ВВП, в том числе за счет целевых бюджетных заимствований через фонды развития инфраструктуры.

При этом в качестве источников роста называются переход к системе сбора покилометровой платы с автопользователей, внедрение контрактов жизненного цикла, изменение принципов субсидирования пассажирских перевозок и переориентирование авиации на модель региональных хабов. Также предлагается развивать контрейлерные перевозки и точечно расширить узкие места на внутренних водных путях.

Приоритетными инфраструктурными проектами в железнодорожном транспорте до 2024 года, по мнению экспертов ЦСР, должны стать высокоскоростные магистрали (ВСМ) из Москвы в Тулу, Казань через Нижний Новгород, из Екатеринбурга в Челябинск. Также предлагается ускорить движение на направлениях Тула—Белгород, Екатеринбург—Нижний Тагил, Новосибирск—Барнаул. В скоростном автодорожном движении выделяются проекты Москва—Владимир—Самара—Оренбург—граница Казахстана (стоимость строительства — 855,3 млрд руб., средняя интенсивность в 2030 году — около 4 млн автомобилей ежегодно), оставшиеся участки М11 Москва—Санкт-Петербург (391,2 млрд руб., 15,05 млн машин), ЦКАД (350 млрд руб., 18,25 млн автомобилей), Санкт-Петербург—Вологда—Киров—Екатеринбург (1,5 трлн руб., 9,7 млн машин), а также реконструкция трасс Краснодар—Керченский мост (125,3 млрд руб., 6,27 млн автомобилей) и Владивосток—Хасанский район—китайская граница (92,8 млрд руб., около 8 млн машин).

Отдельно в ЦСР проработано развитие грузопассажирского коридора «Евразия». Его костяком должен стать скоростной путь от Москвы, идущий на запад через Смоленск в Брест и Берлин, на восток — до Екатеринбурга через Казань и Елабугу, далее сворачивая на Челябинск с продлением в китайские Урумчи и Гуанчжоу с ответвлениями на Шанхай и Пекин (см. карту). Перпендикулярно размечена ВСМ «Север—Юг» от Хельсинки до Тегерана. В ЦСР уточняют, что коридор должен формироваться поэтапно, начиная с ускорения движения по существующей инфраструктуре, продолжиться строительством ВСМ Москва—Казань и Екатеринбург—Челябинск, а потом — выделением отдельной скоростной ветки, соединяющей китайскую и европейскую сети.
Источник “Ъ” в отрасли отмечает, что острейшие проблемы транспорта РФ в преддверии выборов обозначены в исследовании в сглаженном виде. Так, говорит собеседник “Ъ”, контейнерооборот между Азией и Западом сегодня достигает 100 млн TEU в год, в то время как через РФ, которая находится между двумя этими регионами, проходит всего 100–200 тыс. TEU. По его словам, место РФ в мировом транспортном транзите всегда было маленьким, а с учетом того, что Шелковый путь проходит южнее российской границы, остается вероятность «остаться на обочине». И вместо поиска решения столь острой проблемы, удивляется собеседник “Ъ”, эксперты предлагают «развивать МТК», как в позднесоветскую эпоху. При текущем уровне ВВП в РФ качество дорожной инфраструктуры должно быть на порядок выше, добавляет источник “Ъ”, но его сдерживает дефицит финансирования. В связи с этим логично ожидать конкретных предложений по увеличению бюджетных платежей — например, перенаправлению средств из оборонных или социальных расходов,— либо четких механизмов финансирования строительства за счет пользователей или бизнеса, но эксперты не предлагают ни одного конкретного решения. В программе также вообще не уделено внимание развитию водного и авиационного транспорта.

По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, документ ЦСР «очень далек от реального анализа». Большинство мегапроектов на сети автодорог, уверен эксперт (перспективы, по его мнению, есть только у ЦКАД и М11), и все перечисленные проекты ВСМ на железной дороге не обеспечивают окупаемость инвестиций. «Такой вывод уже сделан по проекту ВСМ Москва—Казань, в связи с чем запущена разработка проекта ее трансформации в более глобальный проект ВСМ между Китаем и Европой»,— добавляет он. Развитие перспективных контрейлерных перевозок (комбинирование автомобильного и железнодорожного транспорта с использованием перевозки последним полуприцепов, прицепов и полностью автопоездов) в РФ сдерживается чрезвычайно высокой стоимостью: для тестовых перевозок на маршруте Краснодар—Сочи она была близка к 200 тыс. руб. за один автомобиль, что, по сути, на порядок выше, чем в еврофуре.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions