+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.12.2017 10:46:33
Дайджест прессы
РЖД-Партнер

Таможенникам предложено заняться математикой

К расчету незадекларированной стоимости импорта возможен научный подход
Математические зависимости в распределении данных, а также эластичность спроса на импорт могут использоваться в качестве альтернативных методов определения полноты декларирования таможенной стоимости ввозимых в страну товаров. Исследование на эту тему было представлено вчера на конференции Российской экономической школы (РЭШ). Его авторы указывают, что эти методы подтверждают прямую зависимость между фискальной нагрузкой на импорт и готовностью импортеров занижать цены поставок.

Авторы представленного вчера в РЭШ исследования (Беата Яворчик из Оксфордского университета и Бану Демир из Университета Билькента, Турция) предлагают два альтернативных метода выявления уклонения от уплаты налогов в сфере международной торговли. Сейчас для расчета масштабов занижения таможенных поступлений, как правило, сравнивают данные об объеме импорта одной страны с цифрами экспорта из государства-партнера. Однако, указывают авторы доклада, такое сопоставление не может быть точным — ведь стоимость импорта, как правило, учитывает издержки также на транспортировку и страхование. Между тем власти всех стран заинтересованы в максимально точных оценках: пошлины и налоги от внешней торговли остаются существенным источником бюджетных поступлений — по данным Всемирной таможенной организации, они составляют порядка 30% доходов.

Первый метод строится на определении степени отклонения таможенных данных от стандартного распределения первых цифр в наборе чисел. Используемый здесь закон Бенфорда, в частности, фиксирует, что около 30% чисел в наборе начинаются с единицы, меньшее количество чисел — с двойки и так далее, количество первых значащих цифр в распределении убывает по мере приближения к девяти, затем цикл повторяется. Этот закон используется для оценки достоверности, в том числе данных выборов или при выявлении подлогов в финансовых документах. Действие закона можно проверить, к примеру, на распределении большого числа случайных бросков игральных костей (попытка случайным образом описать результаты будет заметно расходиться с действительными результатами бросков).

Второй описанный в работе метод основывается на сравнении издержек импортеров. Выше определенного порога им выгоднее избегать уплаты пошлины — и этот порог может быть просчитан. Оба метода были протестированы на данных по импортным поставкам в Турцию, которая, являясь членом таможенного союза с Евросоюзом, не может самостоятельно регулировать размеры пошлин (в том числе при торговле с третьими странами).

Для снижения значительного дефицита торгового баланса эта страна применяет особый, называемый экспертами неоднозначным, механизм: любые импортные поставки, по которым идет отсрочка платежа (фактически — кредит покупателю), облагаются отдельным налогом. До октября 2011 года его ставка составляла 3%, затем она была увеличена вдвое. Это увеличение повлекло за собой снижение объемов декларирования по позициям, попадавшим под действие налога,— что предоставило авторам исследования данные для расчетов.

Стандартный метод, когда экспорт сравнивается с импортом, зафиксировал тройной рост неполноты декларирования по позициям, на которые распространяется налог. Доля поставок с предоставлением кредита сократилась с 20% до 14%. При этом в основном неполное декларирование относилось к ценам, а не к объемам поставок. При применении закона Бенфорда к массивам таможенных данных, разбитых в зависимости от типа платежа, было выявлено, что данные по импорту позиций, на которые не распространяется налог, согласуются с классическим распределением чисел, тогда как по облагаемым позициям (по которым фиксируется неполное декларирование) — наблюдалось отклонение. При этом чем в большей степени позиция попадала под действие налога, тем более существенным оказывалось это расхождение.

Татьяна Едовина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions