+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.06.2016 09:19:47
Дайджест прессы
РЖД-Партнер

"Победа" "Аэрофлота" над "Россией"

НИУ ВШЭ критикует бизнес-модель группы. 

Новая модель рынка авиаперевозок в РФ, в которой после ухода "Трансаэро" "Аэрофлот" и его дочерние компании заняли доминирующее положение, вызвала обеспокоенность на рынке. В докладе экспертов НИУ "Высшая школа экономики" вице-премьеру Аркадию Дворковичу замечено, что при тенденции к монополизации бизнес-модель крупнейшего игрока с разделением на премиальный "Аэрофлот", лоукостер "Победу" и экономперевозчика "Россию" приводит к конфликту интересов в группе. При этом благоприятного варианта развития в отрасли аналитики пока не видят. Вице-премьер, по данным "Ъ", разослал доклад по профильным ведомствам с поручением его проработать.

"Ъ" ознакомился с докладом экспертов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ о ситуации на рынке авиаперевозок для вице-премьера Аркадия Дворковича. В документе отмечается тенденция к монополизации рынка — с ярко выраженным лидером в лице "Аэрофлота". После ухода с рынка в 2015 году "Трансаэро" группа "Аэрофлот" увеличила свою долю до 55% в первом квартале этого года, отмечают эксперты (в январе--марте 2014 года было 40%). Небольшой рост на 3 п. п., до 15%, наблюдался у группы S7, укрепили свои позиции и "Уральские авиалинии" — до 6% рынка. 

Эксперты НИУ ВШЭ подчеркивают, что впервые группа "Аэрофлот" получила "рыночное доминирование с опережением ближайшего конкурента в четыре раза и почти полную монополию на дальнемагистральных перевозках с российской стороны", а при сохранении кризисных тенденций доля группы будет расти при вероятном уходе ряда участников рынка. По мнению аналитиков, у S7 есть некоторый запас прочности в конкуренции, но "Аэрофлот" выигрывает по объемам бизнеса и имеет дополнительные преимущества, а сохранение конкурентной среды в индустрии будет "результатом доброй воли "Аэрофлота"". В S7 подтвердили, что на ряде международных маршрутов положение "Аэрофлота" монопольное. После ухода "Трансаэро" группа "Аэрофлот" получила 100% самых востребованных маршрутов из Москвы, которые были интересны и другим авиакомпаниям, отметили в S7.

В "Аэрофлоте" "Ъ" лишь подтвердили, что обменялись мнениями с главой Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаилом Блинкиным. Его в компании назвали "одним из наиболее уважаемых и авторитетных экспертов", но не стали комментировать доклад. Источник в группе лишь уточнил, что с учетом иностранных перевозчиков ее доля на рынке с начала года составляет всего 39,6%, а в 2015 году составляла 46%.

Эксперты между тем отмечают, что декларируемая "Аэрофлотом" мультибрендовая структура группы — премиум ("Аэрофлот"), эконом ("Россия") и лоукостер ("Победа"), которая должна покрыть всю линейку пассажиров, не имеет аналогов и будет приводить к систематическому конфликту интересов внутри группы. В мире наметилась тенденция на сближение моделей бизнеса классических перевозчиков и лоукостеров, а также смещение премиальных перевозчиков в экономсегмент. То есть, чтобы выиграть конкуренцию с перевозчиками-дискаунтерами, классические авиакомпании все чаще снижают качественный уровень предложения. В свою очередь, лоукостеры в борьбе за прибыльного пассажира расширяют список услуг. Аналитики прогнозируют переток пассажиров из "Аэрофлота" к "России", что приведет к ограничению развития экономсегмента — для удержания высокомаржинального клиента в "Аэрофлоте".

Эксперты НИУ ВШЭ делают вывод, что сохранение существующей модели развития рынка несет в себе существенные риски для отрасли и потребителей, а любая из возможных стратегий развития связана с "серьезными трудностями и провоцирует новые риски". Выравнивание конкурентных условий, в том числе перераспределение "пролетных" (royalty на транссибирских маршрутах, которые получает от иностранных авиакомпаний "Аэрофлот"), и допуск конкурентов "Аэрофлота" к перспективным международным направлениям не приведет к образованию конкуренции, так как "не переломит запас рыночной силы группы "Аэрофлот"". В НИУ ВШЭ считают, что разделение бизнесов "Аэрофлота" также не улучшит ситуацию в отрасли, так как в будущем "Россия" "не сможет продолжить существование без серьезной господдержки". Сценарий, в котором перед группой поставят обязательства по формированию отдельной стратегии для "России", по мнению экспертов, ухудшит позицию "Аэрофлота" и усилит конфликт интересов в группе. Авторы подчеркивают, что сегодня выбор развития авиаотрасли стоит между различными "плохими" вариантами, возникшими вследствие рыночных обстоятельств и регуляторных решений.

Авторы доклада предлагали провести совещание с обсуждением ситуации и возможной корректировки подходов госполитики в авиаотрасли. По поручение господина Дворковича исследование разослано Минтрансу, Минэкономики, ФАС, министру по "Открытому правительству" Михаилу Абызову и участникам рынка. В ФАС "Ъ" заявили, что будут работать над исполнением поручения: "Ведомство постоянно анализирует рынок, и доклад будет внимательно изучен и учтен в работе". В Минтрансе уточнили, что доклад находится в стадии проработки, комментировать подробности пока рано. Господин Блинкин пояснил "Ъ", что после составления исследования на встрече экспертов института с топ-менеджментом "Аэрофлота" был выработан консенсус и эта компромиссная позиция будет опубликована в ближайшее время.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions