+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.07.2017 09:45:01
Дайджест прессы
РЖД-Партнер

Неочищенная «Сила Сибири»

«Газпром» собирается начать поставки газа в Китай по «Силе Сибири» в конце 2019 года — минимум на год раньше запуска Амурского ГПЗ. Это означает, что первый газ для КНР не будет очищен от гелия и этана до товарного состояния. По мнению аналитиков и источников “Ъ”, Китаю, который исходно хотел сам перерабатывать российский газ, такой вариант даже выгоднее.

«Газпром» и китайская CNPC договорились о точной дате начала поставок по газопроводу «Сила Сибири» в Китай — 20 декабря 2019 года, заявил глава российской компании Алексей Миллер. Таким образом, поставки могут начаться всего с годовым опозданием от изначального, весьма оптимистичного прогноза «Газпрома» от 2014 года.

«Газпром» и CNPC подписали контракт на поставку 38 млрд кубометров газа в год по газопроводу «Сила Сибири» в мае 2014 года, он вступил в силу через год. Поставки должны были начаться спустя четыре года, то есть в мае 2019 года, но у сторон было право отложить их начало еще не более чем на два года.

У «Газпрома» была возможность тянуть время до 2021 года, и, судя по темпам строительства трубы, казалось, что так и будет. Однако в 2016–2017 годах темпы строительства «Силы Сибири» ускорились: построено около 800 км, сварено в нитку 1050 км, в 2018 году планируется построить 600 км. Общая длина газопровода от Чаяндинского месторождения в Восточной Сибири до границы с Китаем в районе Благовещенска — 3,2 тыс. км.

Проблема «Газпрома» в том, что газ «Силы Сибири» нуждается в переработке. Если в Западной Сибири содержание метана в газе составляет около 99%, в газе с Чаянды — около 85% метана, еще 4,5% — этан, 2,5% — пропан-гексановая фракция, 6,5% — азот, 0,6% — гелий. Чтобы довести газ до товарного состояния, «Газпром» строит возле Благовещенска Амурский ГПЗ мощностью 49 млрд кубометров. Но ввод первой очереди — 2021 год, следует из ОВОС завода на сайте «Газпром переработка Благовещенск». В «Газпроме» точные сроки ввода ГПЗ не указали.

«Все необходимые вопросы, связанные с началом поставок в указанную дату, отрегулированы подписанным (во вторник) дополнением к контракту»,— заявил “Ъ” представитель «Газпрома» Сергей Куприянов, отвечая на вопрос, означает ли несовпадение сроков поставок и ввода ГПЗ, что в КНР в первые годы пойдет нетоварный газ. Ряд собеседников “Ъ” в отрасли полагают, что это будет именно так. По существующей практике контракты «Газпрома» не предполагают прямых штрафов за поставку газа, не соответствующего техусловиям, но потребитель на этом основании может отказаться от объемов. Тогда «Газпром» обязан в денежной форме компенсировать определенный процент поставок (зимой больше, летом — меньше). Но, судя по словам господина Куприянова, CNPC от объемов отказываться не собирается, так что штрафов «Газпром» платить не будет.

Один из собеседников “Ъ” дал понять, что изначально «Газпром» планировал синхронизировать ввод первой очереди Амурского ГПЗ и начало поставок газа, но CNPC просила начать поставки раньше. По контракту поставки наращиваются до 38 млрд кубометров постепенно за пять лет и в первый (2020) год составят 5 млрд кубометров, во второй — 8 млрд кубометров. То есть объемы нетоварного газа не будут очень велики, если ГПЗ введут без существенных задержек. Технологическую проблему может составить гелий, но большую часть его «Газпром» хочет улавливать на месторождении с помощью мембранной технологии.

«Скорее всего, в параметрах контракта есть денежная составляющая, которая стимулирует “Газпром” ускорить начало поставок»,— полагает глава Rupec Андрей Костин. По его мнению, китайцы будут только рады этану в газе: сырье будет более калорийным, а параметры поставок в контракте указаны в объемных единицах, а не энергетических. Аналитик отметил, что у Китая есть возможность разбавить первые партии газа другим импортом и собственной добычей в общей системе. Хотя в такой интерпретации поставка нетоварного газа в КНР выглядит приемлемой для «Газпрома» и даже повышает доходность проекта (компания начнет возвращать инвестиции на год раньше), многие собеседники “Ъ” отнеслись к этому скептически. Они напоминают, что CNPC изначально хотела покупать жирный (неочищенный) газ, чтобы создать свою переработку. «Это выглядит как временное решение до постройки ГПЗ, но китайцам выгоднее, чтобы оно стало постоянным»,— считает один из источников “Ъ”.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions