Минтранс выработал ответ речникам, жаловавшимся на недобросовестную конкуренцию ОАО РЖД, предоставляющего скидки на перевозку нефтегрузов на направлениях, дублирующих речные пути. Как рассказали источники “Ъ”, министр Максим Соколов предложил вице-премьеру Аркадию Дворковичу разработать транспортно-экономический баланс, распределив грузопотоки между речным, железнодорожным, автомобильным и трубопроводным транспортом. Представитель вице-премьера сообщила “Ъ”, что вопрос прорабатывается в профильном департаменте, в Минтрансе не ответили “Ъ”.
Борьба за высокодоходные нефтегрузы обострилась в 2017 году, когда ОАО РЖД дало скидку в 25% к тарифу на экспорт мазута и дизтоплива с Саратовского НПЗ. Водники сетовали, что потеря груза грозит им банкротством (см. “Ъ” от 30 января). В декабре глава Российской палаты судоходства (РПС) Алексей Клявин и Максим Соколов просили Аркадия Дворковича впредь не разрешать ОАО РЖД вводить скидки на дублирующих реку направлениях в навигацию (копии писем есть у “Ъ”), но в конце года монополия ввела скидки в 18% с НПЗ Самары и 37% с НПЗ Уфы. На скидки на прошлой неделе Владимиру Путину жаловался владелец UCL Holding Владимир Лисин: по его словам, у речного флота отобрали $2 млрд. Президент заявил о возможной разработке механизма сдерживания тарифных решений на период окупаемости инфраструктурных проектов.
Источники в пароходствах говорят “Ъ”, что если раньше между собой конкурировали частные железнодорожные операторы и судовладельцы, то теперь речникам приходится противостоять государственной инфраструктурной монополии. В итоге за 2017 год с реки на железную дорогу перешло более 1 млн тонн нефтепродуктов, или 16% наливных грузов на Единой глубоководной системе РФ, хотя для ОАО РЖД дополнительный грузопоток составил всего 1% годового объема нефтеналивных грузов, или 0,08% от всей грузовой базы монополии, отмечают в одной из судоходных компаний. Положение судоходных танкерных компаний, закредитованных в результате инвестиций в обновление флота, ощутимо ухудшилось, что может грозить банкротством ряда игроков, говорит собеседник “Ъ”. Кроме того, добавляет он, ввиду очевидного риска применения подобных скидок и к перевозкам сухих грузов, судоходные компании вообще перестанут строить новый флот, что также ударит по судостроению. Вся эта ситуация, по мнению РПС, полностью противоречит Транспортной стратегии Российской Федерации и решениям президиума Госсовета (август 2016) по развитию внутреннего водного транспорта.
ОАО РЖД не согласно с обвинениями в недобросовестной конкуренции. Монополия работает в рамках закона, говорят там, с 2013 года имеет право варьировать тариф в утвержденном регулятором «тарифном коридоре». «Если государство примет иное решение по скидкам, мы его выполним»,— говорят в ОАО РЖД. В ФАС сообщили, что вопрос скидок в компетенции ОАО РЖД. Признаков недобросовестной конкуренции со стороны монополии служба не видит и изучит предложения Минтранса по балансу при их поступлении.
С доводами судоходных компаний не согласны и в Совете потребителей ОАО РЖД. По данным совета, за навигацию 2017 года объем речных перевозок с НПЗ сократился на 4,6%, до 6,05 млн тонн, а железная дорога потеряла 6,8% (более 4,5 млн тонн) нефтегрузов, за три года река лишилась 8,4%, а железная дорога — 14%. Совладелец «Нефтетранссервиса» Алексей Лихтенфельд отметил, что ОАО РЖД дает скидки грузовладельцам под гарантии объемов на весь год и все направления, а не на те, что совпадают с водными путями. В отличие от ОАО РЖД, тарифы речников не регулируются, отмечает он, и для загрузки судов на период окупаемости те могли бы заключать долгосрочные соглашения.
Алексей Лихтенфельд заметил, что операторам при покупке цистерн тоже никто не гарантировал, что не будут строиться трубопроводы, куда и уходят нефтепродукты. Другой собеседник “Ъ” на железнодорожном рынке говорит, что сейчас «глобальная угроза» — это идея ФАС дерегулировать тарифы на прокачку светлых нефтепродуктов (подробнее см. “Ъ” от 5 февраля).
Советник главы «Транснефти» Игорь Демин сообщил “Ъ”, что компания давно обращает внимание на систему скидок ОАО РЖД. «По поводу предложения отменить скидки — не уверен, но их надо сделать понятными и прозрачными»,— говорит он.
Источник “Ъ” отмечает, что, по действующей методике ФАС, «Транснефть» должна рассчитывать свой тариф как 70% к тарифу ОАО РЖД и не выше, поэтому тарифы на прокачку по трубе идут вслед за решениями железной дороги. В «Транснефти» не предоставляют скидок отдельным грузоотправителям, отмечает он. При этом в самой ФАС существуют разногласия — так, состав правления, отвечающий за «Транснефть», категорически против скидок, так как считает это перекрестным субсидированием, а в правлении, отвечающем за ОАО РЖД, считают их нормальной практикой. Другой источник “Ъ” отмечает, что ввод на данном этапе каких-либо корректирующих мер будет губителен, в первую очередь — для сбытовой политики грузоотправителей.
Глава экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин говорит, что при принятии решения о налоговом маневре в нефтяной отрасли никто не учел побочный эффект: высокодоходный груз уходит в трубу. Регулирование должно быть минимальным, уверен он, чтобы сохранялась конкуренция между видами транспорта, а выбор был за грузовладельцем.
Анастасия Веденеева, Ольга Мордюшенко
Автор: https://www.kommersant.ru/doc/3549666
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.