Выходит, проект БТК больше является политическим, нежели экономическим…
Ильгар Велизаде. Об этом лучше спросить у глав железнодорожных ведомств трех стран Азербайджана, Грузии и Турции, а также у тех экспортеров из стран Южного Кавказа, Центральной Азии, Китая и Восточной Европы, которые рассчитывают использовать маршрут для доставки своих грузов с минимальными потерями времени. Только по расчетам азербайджанской стороны, при максимальной загрузке маршрута в год страна может получить до $ 1 млрд от транзита грузов.
Натик Джафарли. Политические дивиденды уже ощутимы. Политическая значимость проекта намного выше, чем экономическая. Экономические дивиденды придут с годами. Рассчитывать на серьезную экономическую выгоду именно сейчас не стоит. Я иногда не понимаю официальных заявлений ряда лиц, которые говорят, что эти коридоры могут заменить нефтяной сектор. Это невозможно. В ближайшие 10−15 лет вообще об этом говорить даже не стоит. В эти годы проект будет работать на самоокупаемость.
Сможет ли БТК стать реальным конкурентом российскому маршруту транспортировки китайских грузов в Европу, взять на себя часть этого потока?
Ильгар Велизаде. БТК не ставит перед собой такой задачи. Сам Китай рассматривает БТК как возможность диверсификации маршрутов поставок своих грузов в Европу. Скажем, в страны южной и юго-восточной Европы грузы гораздо эффективнее будут поставлять по БТК, нежели по российскому маршруту. Кроме того, для стран Центральной Азии выходящих на рынки восточной Европы и Турции БТК также предпочтителен.
Натик Джафарли. Честно говоря, так и было задумано изначально. Если не сможет, то и смысла не было строить эту дорогу. Китай и Россия года 3 назад уже договорились о скоростной перевозке грузов, там модернизации путей уже произведены в нескольких частях, и это будет продолжаться до 2020 года. Если они еще больше увеличат скорость перевозок товаров, и Россия предложит более выгодные тарифы, то естественно, перевозка грузов через Россию в Европу может отнять ту часть грузов, которые бы могли идти через Азербайджан. То есть здесь будет очень большая конкуренция. России строить свою тарифную политику очень легко. Можно сказать, она одна ее строит. Большая часть дороги проходит через территорию именно этой страны. Ну, там есть еще и позиция Беларуси, но если учитывать тот факт, что эти два государства находятся в одном экономическом союзе, то тут вопросов не может быть.
Анар Гусейнов
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions