+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.02.2018 18:00:00
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

События недели

Транспортные новости минувшей недели прежде всего были сфокусированы на главной теме последних дней – обнародовании т. н. кремлевского списка США с именами российских министров, высокопоставленных лиц и представителей бизнес-структур. Помимо глобальной повестки дня, в центре внимания оказались и проблемы текущей перевозки основной номенклатуры массовых грузов по сети РЖД.
Санкции сохраняют нейтралитет

В опубликованный кремлевский доклад Минфина США вошли лица, имеющие отношение к высшему руководству России. Всего 210 человек: 114 политиков и 96 бизнесменов. Среди фигурантов списка – премьер-министр страны, руководство президентской администрации, руководители ряда госкорпораций и госбанков, а также бизнесмены, состояние которых, по данным американских источников, составляет $1 млрд и более. Комментируя включение Минфином США главы ведомства Максима Соколова в кремлевский доклад, Министерство транспорта РФ в официальном заявлении сообщило о том, что будет работать с еще большим усердием. Кроме главы минтранса, в кремлевский доклад, представленный в понедельник американскому конгрессу в рамках закона о санкциях, были внесены глава ОАО "Российские железные дороги" Олег Белозёров, президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь и гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев.

В качестве нейтрального оценили влияние кремлевского доклада на свой бизнес представители "ТрансКонтейнера". "В настоящее время эффект мы считаем нейтральным, потому что пока никаких действий не предусмотрено в отношении фигурантов доклада", – сказал первый заместитель финансового директора компании Андрей Жемчугов. Он напомнил, что на днях "ТрансКонтейнер" без каких-либо проблем разместил на Московской бирже пятилетние амортизируемые облигации серии БО-01 на сумму 6 млрд руб. по ставке 7,5% годовых. Организаторами выпуска выступили Альфа-банк, "ВТБ Капитал" и Райффайзенбанк, агент по размещению – "ВТБ Капитал". Однако в дальнейшем эксперты не исключают того, что санкционное давление может оказать существенное влияние на готовность финансовых институтов инвестировать в глобальные транспортные проекты с участием компаний – фигурантов списка.

Однако пока что на последних ни в ЕС, ни в США не распространяются никакие ограничения и запреты. Как уточнили в госдепартаменте, закон CAATSA сам по себе служит средством сдерживания и что если закон работает, то введение санкций в отношении конкретных организаций или отдельных лиц может не потребоваться. Ведомство также обратило внимание на то, что новые ограничения, если и будут введены, коснутся не Москвы, а тех зарубежных организаций, которые ведут дела с российскими предприятиями оборонно-промышленного комплекса и разведслужбами.

Спрос диктует пути развития

Вопросы глобального позиционирования с началом нового делового сезона 2018 года вновь обрели свою актуальность в обсуждении таких проектов, как "Северный поток-2», получивший со стороны Германии разрешение на строительство в территориальных водах, и китайский проект "Один пояс – один путь". Эти темы нашли свое отражение в дискуссионных обсуждениях Всемирного экономического форума, завершившегося в швейцарском Давосе. Прежде всего стоит напомнить о некоторых опасениях, высказанных со стороны европейских экспертов о том, что амбициозная программа китайского проекта по созданию инфраструктуры в более чем 60 странах мира, расположенных на четырех континентах, не подкреплена на сегодняшний день единым планом, стандартами и финансированием. Вследствие этого она является достаточно уязвимой на этапе практической реализации.

Так, независимый эксперт Дэнни Лам в статье для Asia Times пишет о том, что инициатива "Один пояс – один путь" – это не программа по оказанию помощи, это деловое предложение, в рамках которого китайские финансовые учреждения выделяют кредиты на заключение контрактов с государственными компаниями для реализации инфраструктурных проектов. Однако Китай не предпринимает никаких видимых усилий, чтобы согласовать инфраструктурные проекты между собой. Однако, как показали встречи Давосского форума, фактическое воплощение деловых инициатив является скорее первичным элементом реализации данного проекта, нежели его регуляторное обоснование. Как сообщил на форуме в Давосе глава Alibaba Джек Ма, количество пересылаемых посылок из Китая в Россию за последние 5 лет выросло с 80 тыс. до 1 млн в день. Еще 5 лет назад эта цифра была на уровне 80 тыс. посылок. «Если есть спрос, то есть пути развития», – отметил он. Как считает Джек Ма, правительствам стоит думать не о том, как регулировать новые технологии, а о том, как можно помочь им развиваться. По его мнению, тогда можно будет эффективнее помочь развитию торговой системы.

Уголь сдался непогоде

Что же касается внутрироссийских перевозок, отличительной особенностью недели стало сокращение погрузки угля на Кузбассе. Впервые с октября 2016 года погрузка угля ОАО "РЖД" показала отрицательную динамику. В январе она упала на 1,1%, до 31 млн т. При этом на 25 января относительно плана монополии, предусматривающего рост суточной погрузки на 4,5% к факту 2017-го, было недогружено 1,15 млн т угля. Из них более 1 млн т – на Западно-Сибирской железной дороге. Помимо традиционного для начала года снижения объемов погрузки, пробку на Северо-Западной железной дороге спровоцировали аномально низкие температуры, дефицит полувагонов, плохие погодные условия в портах и на Кузбассе, а также сложившиеся инфраструктурные ограничения. По экспертным оценкам, на подъездах к Кузбассу сформировалась огромная пробка из 30 тыс. порожних вагонов.

Как считают в Ассоциации предприятий угольной отрасли, на сегодняшний день ОАО "РЖД" имеет достаточно механизмов воздействия как на операторов, так и на грузоотправителей и грузополучателей. Но при этом необходимо налаживать более тесные диалоги и с операторами, и с грузоотправителями, для чего целесообразно упростить систему предоставления данных грузополучателям по подходам порожних и груженых вагонов, а также пересмотреть систему введения запретительных телеграмм, ввести поэтапные запреты/сокращения отгрузки (например, за 15 дней – ограничение на 30%, за 10 дней – на 50%, за 5 дней – на 70%, возобновить методику прошедших дат).

А для стимулирования операторов отдавать вагоны под попутные грузы нужно увеличить штрафы за простой вагонов на путях общего пользования и увеличить тариф на порожние пробеги при снижении тарифа на груженый рейс. Также востребовано создание и согласование через ОАО "РЖД", НП ГЖТ или другие объединения операторов и грузоотправителей единого краткого рамочного договора на предоставление парка с едиными условиями для возможности использования парка под погрузку без подбора по операторам.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions