+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.08.2016 13:01:08
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор рынка акций транспортных компаний (июль 2016 г.)

Июль выдался неспокойным для действующих и потенциальных акционеров крупных автомобильных и авиакомпаний. Стивидоры могут пострадать из-за инициативы ФАС России вернуть тарифное регулирование. И лишь на рынке контейнерных перевозок пока все достаточно гладко и оптимистично. 

Оживление «АвтоВАЗа»

Котировки ценных бумаг «АвтоВАЗа», почти безнадежно падавшие на протяжении полугода, с 8 по 28 июля подросли ровно на 1 руб. Финансовые аналитики объяснили такое оживление тем, что контролирующие акционеры по-прежнему пытаются спасти предприятие и улучшить его состояние.

«После того как на собрании не набралось кворума для утверждения реструктуризации просроченного долга за запчасти в кредит от Renault в размере 20 млрд руб., поддержка пришла со стороны госкорпорации «Ростех», – рассказал эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. – Еще на собрании было объявлено, что беспроцентный заем в сумме 51 млрд руб., предоставленный «АвтоВАЗу» из бюджета при предыдущем спасении компании в 2008-2009 годах, «Ростех» готов частью просто списать (на 20 млрд руб.), а остальное обменять на дополнительные акции завода. 12 июля стало известно о поддержке Правительством РФ плана предложения о списании 20 млрд долга, и именно это вызвало резкий рост обыкновенных акций компании на фоне роста объема торгов бумагами».

Аналитика полагают, что на достигнутом уровне цены стабилизировались до того момента, пока упомянутые намерения не станут свершившимся фактом. А остальное будет зависеть уже от результатов деятельности «АвтоВАЗа», которые пока не слишком обнадеживают. Тем не менее с 25 июля акции этой компании ниже 8 руб. уже не торгуются.

А вот бумаги «Соллерс» постоянно бросает то в жар, то в холод. После существенного роста в середине апреля акции производителя УАЗов еженедельно демонстрируют скачки в 2-3%. Однако в июле, в отличие от трех предыдущих месяцев, выше 450 руб. к моменту закрытия торгов не поднимались.

Семилетний пик «Аэрофлота»

В то же время котировки акций «Аэрофлота» в середине месяца превысили отметку в 90 руб. Такая цена к моменту закрытия была отмечена впервые с 2008 года, когда бумаги крупнейшей российской авиакомпании уходили за рекордные 107,60 руб.

«Спрос на акции «Аэрофлота» повышен, что и позволяет им чувствовать себя достаточно уверенно на рынке и торговаться вблизи годовых максимумов, – объяснил ситуацию аналитик группы компаний «Финам» Богдан Зварич. – Данный спрос, на мой взгляд, вызван результатами компании. Так, если суммарно российские авиакомпании по итогам мая снизили количество перевезенных пассажиров почти на 15%, то «Аэрофлоту» за тот же период удалось увеличить количество пассажиров на 8,8%. В результате компания уверенно смотрится на фоне конкурентов, что и привлекает инвесторов».

Однако на следующий же день акции упали почти на 3 руб. и по сей день выше не поднимались. Вероятно, сказываются расходы на участие в государственных социальных программах, которые «Аэрофлот» не может покрыть даже при помощи роялти. Более того, темпы роста перевозок компании в июне замедлились в два раза.

Стоимость акций «ЮТэйр», наоборот, планомерно снижалась. 19 июля их курс достиг 8,30 руб., хотя за последние пять лет ниже было только в самом конце 2014-го. Затем котировки в течение трех дней кряду пошли вверх – и на этом, казалось бы, все. Но

опубликованный в самом начале августа отчет «ЮТэйр», гласящий, что авиакомпания в первом полугодии сократила чистый убыток по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) до 1,9 млрд руб. (против 3,5 млрд руб. за такой же период прошлого года), видимо, как-то сказался на активности покупателей, и цены снова начали потихоньку подрастать. К тому же выручка «ЮТэйр» увеличилась за это время до 23,702 млрд руб., что на 7,8% выше показателя аналогичного прошлогоднего периода.

Затишье НМТП перед возможной бурей

Из числа российских стивидорных компаний наиболее стабильными выглядели бумаги Группы НМТП. И сама компания в операционном смысле выглядела неплохо. Однако сомнительная инициатива ФАС (даже несмотря на возросшую конкуренцию и профицит стивидорных мощностей) вернуться к регулируемым тарифам на услуги стивидоров в портах Новороссийска и Приморска увеличила риски, связанные с акциями группы НМТП. Понятное дело, что в Правительстве РФ пока только обсуждают этот вопрос и до принятия окончательного решения еще далековато. Тем не менее планы антимонопольщиков вряд ли могут привлечь потенциальных инвесторов в акции стивидорных компаний.

«С другой стороны, фундаментальные показатели НМТП стабильно улучшаются. Продолжающийся рост грузооборота должен оказать поддержку финансовым результатам компании за второй квартал, которые, по нашим оценкам, будут довольно сильными, – подчеркнул аналитик компании «Уралсиб Кэпитал» Денис Ворчик. – Компания недавно рефинансировала валютный кредит, в результате чего расходы на обслуживание долга в следующем году снизятся примерно на $150 млн, что может позволить существенно увеличить дивидендные выплаты».

Благополучие «ТрансКонтейнера»

Чистая прибыль крупнейшего в стране оператора железнодорожных контейнерных перевозок в первом полугодии 2016-го выросла на 92,4%. Так, в сравнении с аналогичным периодом минувшего года она достигла 1,331 млрд руб. по РСБУ. А потому и повышение курса акций «ТрансКонтейнера» в последнее время было небеспочвенным.

«Рынок понимает, что показатели железнодорожных контейнерных перевозок растут, как и результаты самого «ТрансКонтейнера», – отметил старший аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов. – Все это хороший признак при текущей экономике – особенно с учетом того, что инфляция снижается, а ВВП восстанавливается. И пока не предвидится таких факторов, как, например, резкая девальвация рубля, которая существенно сократила бы импорт. А раз появились признаки оживления рынка, то и рост курса акций будет продолжен. К тому же ценные бумаги «ТрансКонтейнера» неликвидны – в свободном обращении находится примерно чуть меньше 2% акций. И появление на рынке серьезного покупателя может привести к ощутимому росту котировок, потому что очень сложно найти большие объемы для покупки или продажи, чтобы попытаться этот рынок раскачать».

Добавим, что котировки акций «ТрансКонтейнера» впервые с середины апреля 2016-го преодолели отметку в 3200 руб. В третьей декаде июля стоимость ценной бумаги достигла 3245 руб. к моменту закрытия торгов. Впрочем, отраслевые эксперты не спешат радоваться, напоминая, что рынок контейнерных перевозок очень зависим от глобального мирового макроэкономического тренда и геополитической стабильности, не говоря уже об экономической ситуации в самой России.

Степан Ратников 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions